Оглавление программы
1.
Пояснительная записка
1.1
Цели и задачи программы
1.2
Календарный учебный график
1.3
Учебный план
1.4
Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности
2.
Учебно – тематический план
2.2
Содержание учебно – тематического плана
3
Список литературы
1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа по социально – педагогической направленности
«Грамотейка» (далее Программа) ориентирована на формирование у ребенка предпосылок к
учебной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Как известно, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому игра
пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребенка и способствует
сохранению специфики дошкольного детства.
Актуальность предшкольной подготовки детей обусловленапереходом от дошкольного детства к
школьному, а это - ответственный этап. Для детского организма адаптация к переменам требует
перестройки работы организма. Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и
дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом
индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Программа обусловлена современными требованиями модернизации системы образования и
потенциалом образовательного учреждения
Нормативная документация
-Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008
г. Москвы «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» ;
-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 04.09.14.№1726-Р.
Назначение программы: оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии
детей. Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать
свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес
и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе,
привить ответственное отношение к здоровью.Программа предусматривает создание вокруг
ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности,
активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики
развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
1.1.Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование
интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в
овладении письмом..
Задачи программы:
-Образовательные:
-формирование познавательных интересов и познавательных действий в совместной со
взрослыми и сверстниками деятельности;
-формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий;
Развивающие:
-развитие абстрактного, наглядно-образного мышления в процессе использования схем,
таблиц;
развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- развитие у детей памяти, речи; интеллектуальных и личностных качеств; интерес к
познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности и ответственности, культуры общения друг с другом.
В Программе участвуют дети от 5 до 6 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся в форме кружка 2 раза в неделю, периодичность занятий –
еженедельно.
Учебный план рассчитан на 80 часов. В учебном плане соблюдены нормативы
максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных
общеразвивающих программ (с детьми 5 - 6лет: 20 - 25 минут).
В основе программы лежат занимательный математический материал, использование
современных развивающих игр с цветными блоками Дьенеша, лабиринты, таблицы и т. д.;
игры с буквами, звуками и словами; соревнования, досуговые мероприятия.
1.2.Календарный учебный график.
Образовательная деятельность проводится с 1 октября по 30 июня в режиме пятидневной
рабочей недели.
Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю в соответствии со следующим
объемом нагрузки
№
Этапы
П/
П
Один год
обучения
Всего
1
Продолжительность
образовательной
деятельности
20 – 25 минут
Кол-во
образовательной деятельности
в неделю
Объем
образователь-ной
нагрузки в
неделю
Объем
образователь-ной
нагрузки по
программе в год
2
40 - 50 минут
80 часов
80 часов
Программа включает в себя 80 академических часов для каждого возраста и
предусматривает 3 раздела:
-Развиваем речь;
- Начальный курс математики и логики;
- Подготовка руки к письму
1.3.Учебный план (академические часы)
№
П/П
1
2
3
Разделы
Развиваем речь
Начальный курс
математики и логики
Подготовка руки к
письму
Итого
1 год обучения
теория/практика
Объем
образовательной
нагрузки за весь
период обучения
11/19
10/20
30
30
7/13
20
28/52
80
1.4.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации Программы воспитанники будут знать и уметь:
Развиваем речь
Уметь:
-различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
-проявлять любознательность, самостоятельность, сообразительность при отгадывании
кроссвордов; при решении ребусов;
-определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце.
-печатать печатные буквы;
- вставлять пропущенные буквы в играх со словами.
Знать:
-записывать слово условными обозначениями, буквами;
-читать слова, слоги, предложения;
Начальный курс математики и логики
Уметь:
-решать простые логические задачи, лабиринты;
- научатся работать по правилу, образцу, схеме;
- выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на
математическом и жизненном материале;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (словесно –
логические, математические, геометрические, конструктивные)
Знать:
- особенности логических и математических задач, решать их;
- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
-выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с
помощью указки, но и по зрительному восприятию;
-обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета
Подготовка руки к письму
Уметь:
-ориентироваться
в тетради и на листе
- штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо,
с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
- правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать
шариковую ручку.
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
Знать:
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), печатать
элементы букв и буквы в строке:
- основные правила красивого письма
2.Учебно-тематический план
2.1.1.Развиваем речь
Тема программы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Твердые и согласные звуки
Умение определять первый звук в слове
Определять место звука в слове: в начале.
Определять место звука в слове: в начале, в
середине, в конце
Печатание букв
Кроссворды
Игры с заданиями на закрепляемый звук, анализ
слов
Ребусы
Игры со словами
Интеллектуальный марафон
Всего:
Теория
Практика
Всего
2
1
1
1
1
2
2
2
3
3
3
3
2
1
1
3
2
2
5
3
3
1
1
11
2
2
1
19
3
3
1
30
2.1.2.Начальный курс математики и логики
№
П/П
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема программы
Лабиринты
Логические задачи
Схемы
Закономерности
Классификация
Логические цепочки
Обобщение
Количество и счёт. Решение задач на смекалку.
Классификация. Блоки Дьенеша.
Ориентировка на листе бумаги. Логические
цепочки.
Решение задач и примеров.
Головоломки
Решение задач и примеров.
Всего:
2.1.3.
Подготовка
руки к
письму№
Тема программы
Теория
Практика
Всего
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1
0,5
0,5
0,5
1
2
0,5
2
1
3
3
1
1
1
1,5
2,5
1
2,5
1,5
5
4
1
1
1
10
2
1
3
20
3
2
4
30
Теория
Практика
Всего
п/п
1.
Ориентировка в тетради
3
6
9
2.
Игровой практикум
4
4
8
3.
Отработка начальных графических навыков
и правильной постановки руки
-
3
3
Всего:
7
13
20
Раздел « Начальный курс математики и логики»
№п/п
Темазан
ятия
1.
Считаем
вместе.
2.
Что
изменил
ось?
3.
Знаки:
равенств
о,
неравенс
тво
Цель занятия
Формировать математические
представления,
умения
отвечать
на
вопросы
«сколько?», «на сколько?»,
«чего
больше?».
Уметь
отгадывать
математические
загадки. Закреплять умения
детей
ориентироваться
в
пространстве, используя слова
«вперед, назад, влево, вправо,
слева, справа, впереди, сзади и
т.д.»
Развивать
наблюдательность.
Развивать пространственные
представления детей, умение
замечать
и
определять
пространственные изменения,
пользоваться
соответствующими понятиями
(слева, справа, рядом, около).
Формировать умения детей
воспринимать
предмет
целостно,
«достраивать»
недостающие
его
части.
Закреплять навыки счета в
пределах 5. Содействовать
развитию умения обдумывать
и планировать действия.
Закреплять
умение
детей
понимать
количественные
отношения между числами в
пределах
10,
называть
«соседей» данного числа.
«Записывать» при помощи
знаков «больше», «меньше» и
читать «записи». Познакомить
детей со знаками равенства,
неравенства.
Закрепить
Методические приемы
Сентябрь
1.Игровое упражнение «Сколько машин и в каком
направлении едут?».
2.Задание «Нарисуй столько же кружков
(квадратов, и т.д.), сколько предметов ты
увидел».
3.Задание «Повтори узор».
4.Отгадай математические загадки.
5.Практическое
задание
с
цифрами
и
геометрическими фигурами.
6.Задание «Расставь знакомые цифры по
порядку».
1. Подвижная игра «Что изменилось?»
(несколько детей встают в круг, остальные
закрывают глаза. Ведущие меняются
местами. Дети определяют, что изменилось.
Например «Оля стояла слева от Максима, а
теперь справа от него…»)
2. Работа с карточками (дети отвечают на
вопросы «Сколько мячей (пирамидок)?»,
«Что про них можно сказать?», «Найди
отличие»)
3. Игровое упражнение «Учись замечать
сходства и различия».
4. Задание «Укрась коробки».
5. Задание «Расставь знакомые цифры по
порядку (1,2,3,4 и т.д.)
1. Работа с цифровыми карточками (дети
раскладывают цифры и ставят между ними
соответствующие знаки, читают «записи»).
2. Работа на фланелеграфе с геометрическими
фигурами (например, на фланелеграфе 5
желтых и 5 синих квадратов, дети
сравнивают количество предметов и ставят
соответствующий знак).
3. Игра «Назови соседей» (дети поочереди
называют соседей числа, выпавшего на
временные представления.
4.
5.
4.
Учимся
отвечать
на
вопросы
Формировать умения детей
ориентироваться
в
представленных рисунках и
отвечать
на
вопрос
«сколько?». Закрепить умение
обозначать
направление,
расстояние (ближе, дальше,
впереди, сбоку, слева, справа).
Закрепить
умение
ориентироваться
в
пространстве
отдельной
клетки. Развивать умение
описывать
предмет
по
внешним свойствам (цвет,
форма, величина).
Совершенствовать
умение
детей фиксировать внимание
на начертании цифр, быть
внимательным,
наблюдательным. Развивать
мелкую мускулатуру пальцев.
Закрепить представления о
составе чисел в пределах 10.
Закрепить знания детей о
временах года.
5.
Учимся
быть
наблюда
тельным
и.
6.
Учимся
Закрепить умение сравнивать
сравнива рядом стоящие числа в
ть.
пределах
10
на
основе
сравнения
конкретных
множеств.
Формировать
умение сравнивать между
собой предметы по величине.
Развивать внимательность.
7.
Учимся
Формировать умение детей
сравнива сравнивать предметы по
ть по
величине, использовать для
1.
2.
3.
4.
5.
верхней грани брошенного воспитателем
куба).
Игра «Назови скорей» (в игре с мячом дети
называют дни недели по заданию
воспитателя, например «Назови день
недели после вторника»).
Игра «Назови пропущенное слово» (в игре
с мячом дети называют пропущенное слово
в предложении, например «Солнышко
светит днем, а луна …»).
Октябрь
Игровое упражнение «Кто где сидит?»
Дидактическая игра «Чей это предмет?»
Выполнение заданий в тетрадях по
ориентировке в пространстве отдельной
клетки.
Дидактическая игра «Узнай предмет».
Ребенок описывает предмет, который лежит
на столе, не называя его. Дети отгадывают
название предмета.
Игровое упражнение «Учись замечать
сходства и различия»
1. Практическое задание «Проведи дорожку
от каждого животного к своему домику»
(дети проводят дорожку от каждого
животного к домику так, чтобы цифра на
домике и цифра животного были
одинаковыми).
2. Задание «Вылепи цифры из пластилина».
3. Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца
с определенной цифрой, по сигналу
педагога дети встают парами так, чтобы
образовать вместе заданное число).
4. Логическое задание «Время года».
5. Игра
по
картинке
«Что
напутал
художник?».
1. Игровое задание «Подбери колесо к
машине».
2. Составление рассказов по картинкам на
сравнение.
3. Логическая задача «Чьи следы».
4. Игровое упражнение «Расскажи о том, что
видишь на картинке».
5. Работа с числовыми карточками у доски.
Ноябрь
1. Дидактическая игра «Матрешка». Задание: кто
быстрее раскроет (сложит) матрешку.
2. Игровое упражнение «Сравни по величине»
величин
е.
8.
Учимся
сравнива
ть по
количест
ву.
9.
Учимся
сравнива
ть по
количест
ву и
форме.
10.
Учимся
мыслить
логическ
и.
11.
Учимся
быть
внимате
их
обозначения
соответствующие термины
(большой,
маленький,
равный
по
величине).
Закреплять
навык
употребления порядковых
числительных
(первый,
второй и т.д.). Воспитывать
познавательный интерес к
процессу обучения.
Формировать
умения
сравнивать между собой
предметы и отвечать на
вопросы: сколько всего?
чего больше? на сколько
больше?
Формировать
умение
выделять
и
сопоставлять в предметах
части
и
целое.
Способствовать
умению
ребенка обосновывать свои
суждения.
Развивать умение детей
сравнивать геометрические
фигуры между собой по
количеству углов и сторон.
Упражнять
детей
в
ориентировке
в
пространстве.
Совершенствовать
количественный счет в
пределах 10. Развивать
память.
Воспитывать
познавательный интерес к
процессу обучения в целом.
(кроватки, куклы).
3. Рисование «Гнезда для птичек».
4. Работа с раздаточным материалом «Разложи
по величине».
5. Игровое упражнение «Сколько было, столько
стало».
Способствовать
развитию у ребенка
логического
мышления,
умения
анализировать,
обобщать и делать
выводы. Закреплять
умение
детей
выделять
свойства
предметов, различать
примеры истинных и
ложных
высказываний.
Совершенствовать умения
сравнивать предметы по
величине,
весу
и
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
Дидактическая игра «Насколько больше».
Задание «Нарисуй цветы на бабочках».
Упражнение детей в счете в пределах 10.
Игра «Покажи соседей числа».
Задание «Из каких чисел состоит число 8».
1. Работа с раздаточным материалом геометрическими фигурами (дети называют
геометрические фигуры, сравнивают их по
количеству углов и сторон, находят предметы
в группе, похожие на них).
2. Игра «Помоги Незнайке добраться до дома».
3. Задание «Расскажи, что видишь».
4. Работа с раздаточным материалом (разложи
цифры в клетки в порядке возрастания).
5. Игровое задание «Найди геометрические
фигуры и обведи их».
Декабрь
Задание «Каждой игрушке своя коробка».
Логическая задача «Чей это хвост?».
Отгадывание математических загадок.
Логическая
задача
«Найди
ошибку
художника».
5. Игра «Что получилось?» (дорисовывание
детьми геометрической фигуры до какоголибо изображения).
1. Игровое задание «Сравни предметы по
величине, весу и количеству».
2. Упражнение «Выложи цифры по порядку».
12.
13.
льными.
количеству.
Закрепить
знания состава числа 10,
навыки счета в пределах 10.
Способствовать
умению
ребенка обосновывать свои
суждения.
Знаешь
ли ты
геометри
ческие
фигуры?
Закреплять знания детей о
геометрических
фигурах
(круг, квадрат, треугольник,
четырехугольник,
овал).
Формировать
умение
анализировать предметы и
изображения с точки зрения
их формы. Упражнять в
счете в пределах 10.
Учимся
группир
овать
предмет
ы.
14.
Второй
десяток.
15.
Учимся
считать
до 20.
3. Придумывание детьми рассказа по картинке,
используя слова: «большой», «маленький»,
«длинный», и т.д.
4. Задание «Дорисуй недостающие предметы»
(их количество должно равняться цифре,
написанной рядом).
5. Игра «Назови соседей числа» (воспитатель,
бросая мяч, называет число, ребенок называет
его соседей).
1. Игра «Что получилось?» (дорисовывание
детьми геометрической фигуры до какоголибо изображения).
2. Упражнение «Посчитай палочки и составь из
них геометрические фигуры».
3. Игровое задание «Найди геометрические
фигуры и обведи их».
4. Дидактическая игра «Домино».
Январь
Игровое упражнение «Будь внимательным».
Беседа с детьми по картинке «Что общего?».
Логическое задание «Раздели предметы на
группы».
Задание на группировку предметов из разных
по качеству элементов (разного цвета,
размера, формы, материала).
Задание «Расскажи, что видишь».
Формировать умение детей
группировать
предметы,
опираясь на их различные
свойства
и
признаки.
Закрепить знание состава
числа 10. Способствовать
умению ребенка строить
простейшие
умозаключения.
Закрепить знаниядетей о
составе
и
образовании
каждого из чисел второго
десятка.
Учить
детей
считать в пределах 20.
Закрепить
названия
геометрических
фигур:
треугольник, квадрат, ромб,
трапеция. Стремиться к
увеличению
объема
внимания и памяти ребенка.
1.
2.
3.
Совершенствовать умения
считать до 20. Продолжать
знакомить
детей
с
образованием и «записью»
каждого из чисел второго
десятка. Учить называть
слова, противоположные по
1. Работа с цифровыми карточками и счетными
палочками (соотнести количество счетных
палочек с числовым обозначением в пределах
20).
2. Упражнение детей в счете в пределах 20.
3. Игра «Наоборот» (воспитатель, бросая мяч,
произносит любое слово, ребенок говорит
4.
5.
1. Задание «Разложи цифры по порядку с 1 до
10».
2. Рассказ воспитателя об истории
происхождения второго десятка с
использованием наглядного материала.
3. Работа с цифрами под руководством
воспитателя.
4. Игра «Кто знает – пусть дальше считает!»
(воспитатель, бросая мяч, называет число,
ребенок ловит мяч и, бросая его обратно,
называет число на единицу больше в пределах
20).
5. Игра «Отвечай быстро» (воспитатель называет
к.-л. геометрическую фигуру, а ребенок,
поймавший мяч, называет предмет
соответствующей формы).
смыслу.
Воспитывать
познавательный интерес в
процессе обучения.
16.
17.
18.
19.
Учимся
решать
арифмет
ические
задачи в
пределах
10.
Совершенствовать
умениядетей составлять и
решать
простые
арифметические задачи на
сложение и вычитание в
пределах 10 на наглядном
материале,
записывать
задачи, пользуясь знаками
«минус», «плюс», «равно».
Упражнять в счете по
осязанию.
Развивать
умение не только решать
игровые задачи, но и
самостоятельно
их
формулировать.
Учимся
Совершенствовать умения
решать
детей составлять и решать
арифмет задачи на сложение и
ические вычитание на числах в
задачи в пределах 20. Развивать
пределах внимание детей. Упражнять
20.
в ориентировке на листе
бумаги. Учить задавать
вопросы, используя слова:
«слева»,
«справа»,
«между», «под», «за».
Учимся
Закреплять
навыки
на
ориенти конкретных
примерах
роваться устанавливать
во
последовательность
времени. различных событий: что
было раньше, что позже,
определять, какой день был
вчера, какой сегодня, какой
будет завтра. Закреплять у
детей
навыки
счета.
Воспитывать
познавательный интерес в
процессе обучения.
Часы.
Закрепить
детей о
назначении.
счете в
представления
часах и их
Упражнять в
пределах 20.
слово, противоположное по смыслу).
4. Игра «Гаражи» (дети, выполняя роль машин с
определенным номером от 10 до 20, «ездят по
улице», соблюдая ПДД, и по сигналу
воспитателя занимают место в своем гараже).
5. Задание «Заполни пустые клетки
соответствующими цифрами».
Февраль
1. Задание «Составь рассказ (задачу) о книгах»
на сложение.
2. Составление задачи по картинке на
вычитание.
3. Упражнение в счете наощупь.
4. Дидактическая игра «Вставь вместо звездочек
знаки».
5. Игровое задание «Сравни предметы по
величине и количеству».
1. Составление детьми задач с любыми числами и
знаками (дети рассказывают свои задачи друг
другу и проверяют правильность решения).
2. Составление детьми задач по картинкам.
3. Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем
повторяют его движения: поднимают левую
(правую) руку, поворачиваются налево (направо),
наклоняются, топают ногой и т.д.)
4. Упражнение по карточкам с использованием
слов: «слева», «справа», «между» и т.д.
1. Беседа с детьми о днях недели.
2. Игровое задание «Помоги Незнайке
расставить дни недели по порядку».
3. Игра «Когда это бывает?»
4. Задание «Цифры и точки».
5. Отгадывание загадок.
Март
1. Отгадывание загадок о часах.
2. Знакомство детей с разными видами часов
(настольные, настенные, и т.д.) и беседа о них.
3. Рассказ воспитателя о часах (движущиеся
Упражнять в ориентировке
в пространстве, используя
слова «впереди», «позади»,
«рядом» и т.д.
4.
5.
20.
21.
22.
Месяц и
год.
Закрепить
названия
месяцев, знать, что 12
месяцев составляют год.
Уточнить знания детей о
годе
как
временном
отрезке.
Сформировать
представление
о
необратимости
времени.
Уточнить знания детей о
календаре.
Продолжать
учить считать до 20 и
составлять
число
по
заданному
количеству
десятков и единиц.
Учимся
Упражнять
детей
в
ориенти ориентировке
в
роваться пространстве
на
в
ограниченной плоскости,
простран используя слова «слева»,
стве.
«справа», «около» и т.д.
Способствовать
умению
ребенка обосновывать свои
суждения,
строить
простейшие
умозаключения. Закреплять
у детей навыки прямого и
обратного
счета.
Закреплять умение детей
проводить разные линии с
заданными
характеристиками.
Учимся
Закрепить понятие «мера».
измерять Формировать
у
детей
.
умение сравнивать между
собой
предметы
по
величине.
Предоставить
детям
возможность
самостоятельно добывать
информацию. Закреплять
умение
детей
самостоятельно
придумывать и решать
1.
2.
3.
4.
5.
стрелки, цифры, время, показываемое
стрелками, минуты и часы).
Игра «Что, где?» (в игре с мячом дети
отвечают на вопросы воспитателя по
ориентировке в пространстве, например, «Кто
рядом с тобой, что впереди тебя и т.д.)
Игра «Отгадай число» (дети с помощью
наводящих вопросов отгадывают задуманное
число в пределах 20).
Беседа с детьми о месяцах года (с какого числа
начинается, каким заканчивается, сколько
месяцев в году, и т.д.).
Отгадывание загадок о месяцах года.
Рассказ воспитателя о календаре.
Игра «Двенадцать месяцев» (дети по
цифровым карточкам называют
соответствующий месяц).
Упражнение в счете в пределах 20.
1. Составление детьми рассказа по картинке,
используя слова «рядом», «слева», «справа»,
«на скамейке», «под скамейкой» и другие.
2. Игровое упражнение «Помоги лягушонку
перебраться на другой берег».
3. Игра «Лабиринт».
4. Математический диктант.
5. Игровое упражнение на закрепление прямого
и обратного счета.
Апрель
1. Беседа с детьми о том, что протяженность
(длина, ширина, высота) может быть
измерена.
2. Задание «Учись измерять, используя мерку».
3. Проведение опыта по измерению объема
жидкости в сосуде определенной меркой с
обозначением количества используемых мерок
цифрой.
4. Упражнение «Измерь отрезки ленточкой».
5. Игровое упражнение «Придумай и реши
задачу».
23.
Сантиме
тр.
24.
Учимся
запомин
ать.
25.
Учимся
ориенти
роваться
в
простран
стве
листа.
26.
Четные
и
нечетны
е числа
арифметические задачи.
Упражнять в измерении
длины с помощью условной
меры. Познакомить детей с
единицей
длины
–
сантиметром. Познакомить
с
линейкой
и
ее
назначением. Упражнять в
счете в пределах 20.
Упражнять
в
умении
составлять число из двух
меньших чисел.
Стремиться к увеличению
объема внимания и памяти
ребенка. Продолжать учить
детей составлять и решать
простые
арифметические
задачи на сложение и
вычитание на наглядном
материале,
«записывать
задачи», пользуясь знаками
«плюс»,
«минус».
Совершенствовать умение
детей ориентироваться в
пространстве.
Развивать
у
детей
пространственную
ориентировку,
символическую функцию и
произвольность.
Совершенствовать умение
задавать
вопросы,
используя слова «сколько»,
«слева»,
«справа»,
«вверху»,
«внизу».
Развивать
умение
выполнять
правила
и
соблюдать
последовательность
операций.
Развивать
логическое мышление.
Познакомить
детей
с
четными
и
нечетными
числами.
Закрепить
названия геометрических
фигур.
Упражнять
в
ориентировке
в
пространстве,
используя
слова «слева», «справа»,
«вдали»,
«вблизи»,
«рядом», «около».
1. Задание «Измерь полоску с помощью
условной меры».
2. Рассказ воспитателя о линейке и сантиметре.
3. Упражнение «Измерь полоску линейкой».
4. Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с
определенной цифрой, по сигналу педагога
дети встают парами так, чтобы образовать
вместе заданное число).
5. Решение задач на развитие логического
мышления.
1. Игровое упражнение «Запомни и нарисуй».
2. Задание «Придумай задачу на сложение по
модели».
3. Задание «Придумай задачу на вычитание по
модели».
4. Игровое задание «Найди для каждого
хоккеиста его форму».
5. Игра «Кто где находится».
Май
1. Упражнение «Дорисуй дорогу по схеме».
2. Игра «Двигайся, как я скажу» (ребенок
двигается в заданном направлении, меняя его
по сигналу или в соответствии со стрелками –
указателями маршрутов).
3. Задание в тетради «Повтори узор и расскажи»
(ребенок, перерисовывая образец,
комментирует, на сколько клеток и в какую
сторону проводить линии)
4. Отгадывание математических загадок.
5. Раскрашивание узора по образцу.
1. Отгадывание загадок и использованием
геометрических фигур (например, «кто раз в
году наряжается» - дети выстраивают из
геометрических фигур изображение елки).
2. Работа с цифровыми карточками от 1 до 20 (по
указанию воспитателя дети выдвигают в
верхний ряд карточки с четными числами, в
нижнем ряду остаются нечетные).
3. Игра «Чет – нечет» (дети со своими
цифровыми карточками от 1 до 20 по
4.
5.
27.
Учимся
делить
предмет
ы на
равные
части.
Упражнять детей в делении
предмета на 8 равных
частей путем складывания
по
диагонали.
Учить
показывать одну часть из
восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8.
Учить составлять силуэт
предмета
из
восьми
равнобедренных
треугольников. Упражнять
в
ориентировке
на
плоскости, используя слова
«между», «рядом», «сбоку».
Закреплять счет в пределах
20.
2.
3.
4.
5.
июнь
1. Загадываются три совместимых свойства:
Например: — форма, размер и толщина;
— цвет, форма, размер;
— цвет, форма, толщина и др.
2. «Найди клад» Дети – кладоискатели, кружок из
бумаги – клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним
из блоков прячет клад.
28.
Загадки
без слов
29.
Волшебн Закрепить
понятия 1. Все красные треугольные камни положить внутри
ые
«внутри» и «вне» круга
обруча, а синие круглые вне обруча.
камни
2.Положить желтые толстые камни вне обруча, а
желтые тонкие внутри обруча и т.д
30.
Засели
домики
Тема
заняти
Развитие
умений
расшифровывать
информацию о наличии или
отсутствии определенных
свойств у предметов поих
знаково-символическим обозначениям
1.
указанию воспитателя распределяются в два
круга – четные и нечетные числа).
Игра «Расскажи, что видишь».
Дидактическая игра «Найди предмет похожий
на квадрат (треугольник, круг и т.д.)».
Упражнение с геометрической фигурой
«квадратом» в делении ее на равные части
(дети показывают 1/8, 2/8, 5/8, 8/8 квадрата и
отвечают на вопросы воспитателя).
Игра с мячом «Что где?»
Задание «Построй из треугольников силуэт
предмета и загадай загадку о нем».
Игровое упражнение в счете в пределах 20.
Игра «Кто где находится».
Развитие
классификационных
умений.
У детей на пару две таблицы (1-двухэтажного дома,
2 -трехэтажного дома). В городе логических фигур
появились новые
двухэтажные и трехэтажные дома. Знаки
подсказывают, какие фигуры должны поселиться на
каждом этаже и в
каждом подъезде дома.
Раздел «Подготовка руки к письму»
Цель занятия
Методические приемы
я
1.
2.
Сентябрь
Ориент Выработка правильной осанки,
1.Знакомство с детьми, знакомство детей друг с
ирован наклонного расположения
другом.
ие на
тетради на парте и умение
2.Игра «Кто за кем?».
плоско держать карандаш и ручку при
3.Ориентирование на плоскости (наверху, внизу,
сти.
письме и рисовании.. Овладение слева, справа, перед, за, между, рядом).
4.Составление различных композиций из
строчкой.
геометрических фигур.
5.Составление из кружков разной величины
снеговика, раскрашивание его
голубым карандашом.
Обведе
ние по
контур
у.
Подготовительные упражнения
для развития глазомера, кисти
руки и мелких мышц пальцев:
обводка и штриховка контуров,
соединение линий и фигур,
рисование и раскрашивание
узоров и бордюров непрерывным
движением руки
1.Ориентирование на плоскости.
2.Обведение по контуру знакомых фигур.
3.Деление фигур на одинаковые отрезки.
4.Игра с пальчиками.
5.Ознакомление с правилами штриховки.
6.Раскрашивание (или штриховка) контурных
изображений овальных шаров.
7.Рисование дождя.
Октябрь
Подготовить мелкую
1.Подготовительное упражнение.
мускулатуру рук к письму и
2.Штриховка слева направо.
научить основным элементам
3.Рисование на арбузах черных полосок.
письма
4.Игра с пальчиками.
5.Раскрашивание арбузов зеленым карандашом.
6.Обведение и раскрашивание контурных
изображений больших бусин – красным, средних
– желтым, а маленьких – зеленым карандашом.
7.Штриховка сверху вниз. Обведение по
контуру вишенки красным карандашом.
Штриховка вишенки.
8.Физкультминутка.
9.Рисование на зонтике разноцветных горошин.
10.Штриховка волнистыми линиями.
3.
Штрих
овка
слева
направ
о.
4.
Рисова
ние и
раскра
шиван
ие.
5.
Правил Развитие моторики и
а
координации руки
штрих
овки.
Формирование умения
выполнять штриховку и
росчерки; выполнять различные
элементы письма;
Знать цветовую гамму
1.Повторение пройденного.
2.Раскрашивание рыбок.
3.Рисование полосок на мяче.
4.Штриховка петлями.
Обведение линий простым карандашом.
Ноябрь
1.Правила штриховки (закрепление).
2.Штриховка петлями и полуовалами.
3.Рисование полосок на панцире черепахи.
4.Обведение линий слева направо простым
карандашом.
6.
7.
8.
9.
Штрих
овка.
Письм
о
спирал
ью.
Развитие зрительного
восприятия, внимания, памяти
1.Повторение пройденного. Правила
штриховки.
2.Штриховка слева направо и сверху вниз
контурных изображений овощей.
Загадки об овощах.
3.Штриховка крючками.
4.Штриховка белочки коричневым карандашом
(сверху вниз).
5.Письмо спиралью.
Декабрь
Ориент Формирование умения
1.Ориентировка в пространстве – движение в
ирован ориентироваться на плоскости,
заданном направлении (вперед - назад, вверх –
ие в
обводить по контуру,
вниз, направо – налево).
простр штриховать.
2.Штриховка в разных направлениях.
3.Игра с пальчиками.
анстве.
4.Штриховка петлями.
5.Рисование разноцветных квадратиков на
салфетке.
Штрих Развитие творческого
овка в
воображения
разных
направ
лениях.
Ознако
мление
с
рабоче
й
строко
йв
тетрад
и.
10. Штрих
овка
геомет
рическ
их
фигур
в
разных
направ
лениях.
11. Письм
1.Игра «Где мое место?» (Построение в ряд в
соответствии с порядковыми номерами.)
2.Штриховка в разных направлениях.
3.Рисование треугольников на платочке.
4.Обведение фигур в калейдоскопе.
5.Раскрашивание светофора.
Январь
Письмо элементов букв: прямой
1.Игра «Назови соседей».
наклонной короткой палочки,
2.Штриховка контурных изображений правой и
левой перчаток (слева направо).
прямой наклонной длинной
палочки, палочки с закруглением
3.Рисование треугольников на крокодиле.
4.Раскраска звездочек.
внизу, длинной палочки с петлей,
5.Работа в тетрадях. Ознакомление с рабочей
палочки с закруглением вверху и
внизу, полуовала и овала.
строкой.
6.Правила посадки при письме.
7.Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
8.Письмо короткой наклонной палочки.
Развитие умения
штриховать фигуры в различных
направлениях; ориентироваться в
рабочей полосе
1.Штриховка геометрических фигур в разных
направлениях.
2.Письмо коротких и длинных наклонных
линий.
Развитие мелкой моторики руки,
Февраль
1.Штриховка колокольчиков в разных
о
наклон
ных
линий
с
закруг
лением
внизу.
12. Правил
а
красив
ого
письма
.
13. Рисова
ние
штрих
ом.
14. Рисова
ние
штрих
ом.
15. Игра –
загадка
16. Рисова
ние
штрих
ом
зверей.
отработка дифференциации
правых и левых частей тела,
формирование ориентации в
окружающем мире.
направлениях.
2.Дорисовка ручек у зонтиков.
3.Письмо наклонных линий с закруглением
внизу.
ориентироваться на листе; писать 1.Штриховка в разных направлениях.
в рабочей полосе; видеть
2.Правила красивого письма.
различные по форме фигуры
3.Письмо короткой наклонной линии с
(треугольник, квадрат,
закруглением вверху.
прямоугольник, круг).
Март
Подготовка к письму элементов
1.Нанизывание пуговиц и бусинок на нитку. Игра
букв.
«Кто быстрее?»
Отработка начальных
2.Рисование штрихом. Знакомство с линиями –
графических навыков и
короткими и длинными, наклонными и ровными,
правильной постановки руки.
чуть заметными и яркими, волнообразными и
двигающимися по кругу, пересекающимися и с
наплывом одна на другую.
3.Письмо короткой наклонной линии с
закруглением вверху и внизу.
Подготовка к письму элементов
букв.
Отработка начальных
графических навыков и
правильной постановки руки.
1.Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра
круга.
2.Штриховка цыпленка.
3.Письмо элементов строчных и заглавных
букв.
Апрель
Выделять и писать элементы
1.Игра – загадка «Чьи глаза? Чьи уши? Чей
печатных и письменных букв,
нос? Чей хвост? Чьи лапы?»
писать печатные буквы в
2.Рисование штрихом зайчонка, медвежонка.
тетрадях в узкую линейку;
3.Письмо длинной наклонной палочки с петлей
формировать простейшие навыки вверху.
анализа слов
Стимулировать развитие мелкой
1.Рисование штрихом белочки.
моторики рук, развитие
2.Письмо длинной наклонной палочки с петлей
интеллектуальных способностей. внизу. Дорисовка гусениц (прямыми наклонными
линиями с закруглениями).
Май
17. Игра с
пальчик
ами.
Воспроизведение речевых,
музыкальных и других
различных звуков.
1.Рисование штрихом.
2.Игра с пальчиками.
18. Письмо
печатны
х букв.
Подготовка к письму элементов 1.Штриховка в разных направлениях.
букв.
2.Письмо печатных букв.
Отработка начальных
графических навыков и
правильной постановки руки.
Июнь
19. Рисование Закрепить навык закрашивания 1.Работа с карандашом + готовые формы
штрихом
без пробелов, не выходя за
(закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», «
зверей и
контур.
Домашние и дикие животные»
птиц
2. Пальчиковые игры: «Зарядка для пальчиков»,
«Зайки», « Речка и рыбка».
20 Штриховка Отработка начальных
1.Штриховка в разных направлениях.
в разных
графических навыков и
2. Выкладывание фигур из счетных палочек
направлени правильной постановки руки.
ях.
Развивать воображение,
сообразительность.
3.28Рекомендуемая литература
1. Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. – М., 1998.
2. Козырева Н.А. Умнеем – играючи: Развивающие игры по сюжетам сказок для детей от 3 до
7 лет. – СПб., 2000.
3. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1996.
4. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии 32 учебноигровых занятий. – М., 2000.
5. Математика – это интересно: Пособие для занятий с детьми 5-6 лет / Сост. И.Н.Чеплашкина,
Н.Н.Крутова / под ред. З.А.Михайловой. – СПб., 1999.
6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.
7. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М., 2003.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,
2004.