СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
стр. 5
1.1
Цель и задачи Программы
стр.7
1.2
1.3
Календарный учебный график
Учебный план
стр.9
стр.11
1.4
2
Ожидаемый результат
Учебно- тематический план
стр.13
стр.15
Список литературы
стр.27
1
3
1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию
«Играем, размышляем, познаём!» (далее Программа) направлена на
формирование у ребенка математических представлений; развитие сенсорной
культуры, логического мышления - что является залогом успешного обучения
выпускника детского сада в школе.
Актуальность программы заключается в необходимости создания качественно
новой образовательной среды как основы развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка.
Программа обусловлена современными требованиями модернизации системы
образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013г. № 1008 г. Москвы «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 « О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 04.09ю14. № 1726-Р
1.1 Цель программы – Развитие познавательных интересов детей
дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и
размышлению посредством развивающих игр.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий в
совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;
- формирование у детей умений осуществлять последовательные мыслительные
операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать
признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом
изображении таблицы;
- формировать сенсорные способности детей дошкольного возраста, умение
анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
Развивающие:
- развитие абстрактного мышления, наглядно- образного мышления в процессе
использования схем, таблиц;
-развитие пространственного мышления ( классификация, сравнение,
обобщение);
- развитие пространственного мышления на основе конструктивного характера;
- развитие умения ориентироваться на листе бумаги, творческого воображения,
чувства цвета и формы, а также мелкой моторики рук.
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности и ответственности, самоорганизованности,
культуры общения друг с другом.
В основе Программы лежит занимательный материал: использование
современных развивающих игр блоками Дьенеша, цветными палочками
Х.Кюизенера, лабиринты, таблицы и т.д.; математические развлечения, задания,
упражнения конструктивного характера - моделирование, аппликация.
Программа рассчитана на детей от 3-4 лет.
Срок реализации Программы -1 год.
1.2 Календарный учебный график
Образовательная деятельность проводится с 1 октября по 30 июня в режиме
пятидневной рабочей недели. Всего 38 недель.
Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю в соответствии
со следующим объемом нагрузки.
№
Этапы
п/п
Продолжи
тельность
Кол-во
Объем
образовательной образователь
образова
деятельности в
тельной
неделю
Объём
образователь
ной нагрузки ной нагрузки
в неделю
нагрузки
по
Программе в
год
1
Первый
15минут
2
30 минут
19 часов
год
обучения
Всего:
19 часов
Программа включает в себя 19 академических часов для детей 3-4 лет,
предусматривает 3 раздела:
-первые шаги в математику;
- развитие сенсорной культуры;
-мир логики.
1.3 Учебный план (академические часы)
№ п/п
1
2
3
Итого
Разделы
Первые шаги в
математику
Развитие сенсорной
культуры
Мир логики
1 год обучения Объем
теория/практика образовательной
нагрузки за весь
период обучения
5/25
30
3/21
24
2/20
10/76
22
76
1.3 Ожидаемый результат
Первые шаги в математику
- различать количественные группы предметов и определять словами
( один - много, много – мало - один);
- считать до 5 и соотносить цифры с количеством предметов в
пределах5;
- различать и называть круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- выстраивать сериационные ряды, выкладывая предметы в ряд по длине,
высоте и ширине.
Развитие сенсорной культуры
- различать и выделять в предметах и объектах семь цветов
спектра(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый);
- действовать с использованием сенсорных эталонов: выделять в
объектах и называть цвет, форму и параметры величины(высоту, длину,
ширину);
- сравнивать предметы, находить в них сходство и различие,
систематизировать и группировать объекты по разным основаниям
(цвету, форме, величине).
Мир логики
- ориентироваться на листе бумаги, использовать в речи предлоги
(наверху, внизу, над, под);
- создавать простые плоскостные конструкции из геометрических фигур,
располагая их в соответствии с замыслом в определенной
последовательности;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий.
2. Учебно- тематический план
Сроки
Октябрь
Ноябрь
Направления и задачи
Содержание
- развивать умение выделять
количественные
характеристики множеств
объектов;
1.Упражнения:
«Один-много»
(распознование)
«Столько же»
«Больше-меньше»
-закреплять представления о
геометрических фигурах и их
свойствах, развивать умение
классифицировать
геометрические фигуры по
определенным признакам,
зрительно- пространственное
восприятие, логическое
мышление.
2.«Геометрические
фигуры»
«Моделируем
квадрат»
«Моделируем
прямоугольник»
«Подбираем к
домику крышу»
-беседа об окружающих нас
3.« На что похоже?»
предметах. Провести аналогию «Волшебные
и сравнить: на какие
фигуры»
геометрические фигуры
похожи; закрепить названия
геометрических фигур.
Количество
занятий
3
2
2
2
- развивать умения составлять
аппликацию из
геометрических фигур,
закреплять знания о
геометрических фигурах,
развивать умение составлять
композицию правильно
расположив ее на листе.
4.«Кошкин дом»
«Коврик для кошки»
Декабрь
- классификация.
Осуществлять
классификацию по одному
признаку или свойству:
выделять группу
предметов, имеющих
общий сенсорный признак
(цвет, форма, размер)
5.«Большоймаленький»
«Длинный- короткий»
«Низкий-высокий»
«Толстый- тонкий»
Игры с блоками
Дьенеша»:
«Найди все красные»
(синие, желтые)
«Найди все круглые»
(квадратные,
прямоугольные,
треугольные)
«Найди не такую
фигуру, как эта»
«Найди пару»
4
- развивать умение
ориентироваться в
пространстве, закреплять
умение строиться друг за
другом; уметь называть
свое местоположение
относительно других.
6.«Что такое порядок?»
2
7.«Интересные слова
«между», «за», «после»,
«перед»»
2
Множества. Развивать
умения выделять
количественные
характеристики множеств
объектов.
8.«Лишнее- не хватает»
« Добавить- убрать»
(уравнивание
количеств)
3
Учить сравнивать
предметы по одному
заданному признаку или
свойству.
9.«Цветные домики»
«Найди такую же по
цвету, но другой
формы»
«Найди такую же по
цвету, но другого
размера»
2
Январь
-Познакомить детей с
ориентированием на листе
бумаги. Дать представление о
левой и правой стороне листа.
10.«Ориентирование 3
на листе»
- развивать умение составлять
равенства; сравнивать предметы
по ширине, отгадывать загадки
о временах года.
11.«Что общего?»
3
Пространственные
отношения.
Ширина. Временное
соотнесение
(времена года)
- соотносить цифры с
количеством предметов;
развивать внимание, мышление.
12.Число и цифра 1.
«Разрезные
картинки»
2
-развитие логического
мышления и основных
мыслительных операций;
мелкой моторики рук.
13.«Дорисуй»
Штриховка цифры
1, выкладывание
образа цифры из
различных
предметов.
3
14Математические
загадки.
1
-Развивать умение
ориентироваться в
пространстве, умение называть
расположение предмета
относительно других предметов.
15.«Близко-далеко» 2
«Ох,
ориентироваться как
не легко»
Февраль
Март
-Осуществлять классификацию
по одному признаку или
свойству:
Выделять группу предметов,
имеющих общий сенсорный
признак (цвет, форма, размер);
развивать зрительную память.
16.Классификация
«Запомни
картинку»
«Твой любимый
цветок»
- Развивать понимание
соотношений между числами,
развивать психические
процессы: внимание, память,
логические формы мышления.
17.Число и цифра 2
Прямой и
обратный счет
- Развитие мелкой моторики
рук, работа с трафаретом.
18.Построение
фигур по образцу
2
3
2
-Развивать мелкую моторику
19.«Королевство
рук; упражнять детей
цифр»
выкладывать цифры с помощью
природного и бросового
материала (семена, пуговицы,
каштан и т.д.)
2
-Развивать умение расставлять
числа по порядку.
2
20.«Расставь числа
по порядку»
-Формировать конструктивные
умения: конструирование
геометрических тел и фигур из
отдельных частей, орнаментов
и сюжетных композиций в
конструктивной аппликации.
21.«Сложи круг»
«Разрезные
картинки»
«Укрась салфетку»
«Выложи игрушку»
«Собери котенка»
3
- Соотносить цифры с
количеством предметов;
развивать внимание, мышление
22.«Число и цифра
3»
3
-Закрепить число и цифру 3;
формировать умение
составлять равенства.
23.«Соедини
предметы»
«Что общего?»
2
- закрепить соотношение частьцелое; задания на добавление,
изъятие палочек.
24.«Дорисуй и
раскрась»
Задания с
палочками.
- закрепить число и цифру 3;
развивать мышление детей.
25.Палочки
Кюизенера- лесенка
2
- закрепить временные
отношения: раньше - позже;
части суток.
26«Что сначала, что
потом»
2
- Развивать ориентировку в
пространстве и на плоскости.
Апрель
3
Май
Июнь
- развивать количественные
представления; закрепить
цифры 1-3.
27.Математические 2
загадки с числами.
Палочки
Кюизенера –
лесенка
-соотносить цифры с
28.«Число и цифра
количеством предметов;
4»
развивать внимание, мышление,
память.
3
-развивать количественные
представления
2
29.Прямой и
обратный счет в
пределах 4
Палочки
Кюизенералесенка
-придумывание историй по
30.Логические
картинкам, логические цепочки. цепочки
2
- соотношение цифр с
количеством предметов;
развивать внимание, мышление,
память.
31.«Число и цифра
5»
Прямой и
обратный счет
3
Развлечение
«Волшебная
страна
Математики»
1
Список используемой литературы
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации! От
29.12.2012г. №273 ФЗ;
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р.;
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом
Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008;
4.СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию, организации режима работы образовательной
организации дополнительного образования детей», утвержденный
Постановлением главного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
5.Письмо Минобрнауки от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
6. Годовой календарный учебный график по организации дополнительных
образовательных услуг;
7.В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей.
Издательство «Знание». Москва 1993г;
8.популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика.
Ярославль «Академия развития» 1997г;
9.Б.П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва
«Просвещение», 1991г;
10. Ресурсы Интернет;
11. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997г.;
12.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Домашняя школа мышления. М.,
1987//www/pedlib.ru;
13.Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М.,
2008;
14. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008;
15. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998;
16. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998;
17.Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.,2001;
18.Светлова И. Логика. М., 2007;
19.Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера№ Москва, 2013г;
20.Б.Б Финкельштейн «Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
21.Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н, Харько Т.Г. «Предматематические игры
для детей младшего дошкольного возраста». Учебно- методическое пособие,
2011г.