программа Играем, размышляем, познаем

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка

стр. 5

1.1

Цель и задачи Программы

стр.7

1.2
1.3

Календарный учебный график
Учебный план

стр.9
стр.11

1.4
2

Ожидаемый результат
Учебно- тематический план

стр.13
стр.15

Список литературы

стр.27

1

3

1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию
«Играем, размышляем, познаём!» (далее Программа) направлена на
формирование у ребенка математических представлений; развитие сенсорной
культуры, логического мышления - что является залогом успешного обучения
выпускника детского сада в школе.

Актуальность программы заключается в необходимости создания качественно
новой образовательной среды как основы развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка.
Программа обусловлена современными требованиями модернизации системы
образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013г. № 1008 г. Москвы «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 « О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 04.09ю14. № 1726-Р

1.1 Цель программы – Развитие познавательных интересов детей
дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и
размышлению посредством развивающих игр.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий в
совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;
- формирование у детей умений осуществлять последовательные мыслительные
операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать
признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом
изображении таблицы;
- формировать сенсорные способности детей дошкольного возраста, умение
анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
Развивающие:
- развитие абстрактного мышления, наглядно- образного мышления в процессе
использования схем, таблиц;
-развитие пространственного мышления ( классификация, сравнение,
обобщение);
- развитие пространственного мышления на основе конструктивного характера;
- развитие умения ориентироваться на листе бумаги, творческого воображения,
чувства цвета и формы, а также мелкой моторики рук.
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности и ответственности, самоорганизованности,
культуры общения друг с другом.
В основе Программы лежит занимательный материал: использование
современных развивающих игр блоками Дьенеша, цветными палочками
Х.Кюизенера, лабиринты, таблицы и т.д.; математические развлечения, задания,
упражнения конструктивного характера - моделирование, аппликация.
Программа рассчитана на детей от 3-4 лет.
Срок реализации Программы -1 год.

1.2 Календарный учебный график
Образовательная деятельность проводится с 1 октября по 30 июня в режиме
пятидневной рабочей недели. Всего 38 недель.
Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю в соответствии
со следующим объемом нагрузки.
№

Этапы

п/п

Продолжи
тельность

Кол-во

Объем

образовательной образователь

образова

деятельности в

тельной

неделю

Объём
образователь

ной нагрузки ной нагрузки
в неделю

нагрузки

по
Программе в
год

1

Первый

15минут

2

30 минут

19 часов

год
обучения
Всего:

19 часов

Программа включает в себя 19 академических часов для детей 3-4 лет,
предусматривает 3 раздела:
-первые шаги в математику;
- развитие сенсорной культуры;
-мир логики.

1.3 Учебный план (академические часы)
№ п/п

1
2
3
Итого

Разделы

Первые шаги в
математику
Развитие сенсорной
культуры
Мир логики

1 год обучения Объем
теория/практика образовательной
нагрузки за весь
период обучения
5/25
30
3/21

24

2/20
10/76

22
76

1.3 Ожидаемый результат
Первые шаги в математику
- различать количественные группы предметов и определять словами
( один - много, много – мало - один);
- считать до 5 и соотносить цифры с количеством предметов в
пределах5;
- различать и называть круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- выстраивать сериационные ряды, выкладывая предметы в ряд по длине,
высоте и ширине.
Развитие сенсорной культуры
- различать и выделять в предметах и объектах семь цветов
спектра(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый);
- действовать с использованием сенсорных эталонов: выделять в
объектах и называть цвет, форму и параметры величины(высоту, длину,
ширину);
- сравнивать предметы, находить в них сходство и различие,
систематизировать и группировать объекты по разным основаниям
(цвету, форме, величине).
Мир логики
- ориентироваться на листе бумаги, использовать в речи предлоги
(наверху, внизу, над, под);
- создавать простые плоскостные конструкции из геометрических фигур,
располагая их в соответствии с замыслом в определенной
последовательности;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий.

2. Учебно- тематический план
Сроки
Октябрь

Ноябрь

Направления и задачи

Содержание

- развивать умение выделять
количественные
характеристики множеств
объектов;

1.Упражнения:
«Один-много»
(распознование)
«Столько же»
«Больше-меньше»

-закреплять представления о
геометрических фигурах и их
свойствах, развивать умение
классифицировать
геометрические фигуры по
определенным признакам,
зрительно- пространственное
восприятие, логическое
мышление.

2.«Геометрические
фигуры»
«Моделируем
квадрат»
«Моделируем
прямоугольник»
«Подбираем к
домику крышу»

-беседа об окружающих нас
3.« На что похоже?»
предметах. Провести аналогию «Волшебные
и сравнить: на какие
фигуры»
геометрические фигуры
похожи; закрепить названия
геометрических фигур.

Количество
занятий
3

2

2

2
- развивать умения составлять
аппликацию из
геометрических фигур,
закреплять знания о
геометрических фигурах,
развивать умение составлять
композицию правильно
расположив ее на листе.

4.«Кошкин дом»
«Коврик для кошки»

Декабрь

- классификация.
Осуществлять
классификацию по одному
признаку или свойству:
выделять группу
предметов, имеющих
общий сенсорный признак
(цвет, форма, размер)

5.«Большоймаленький»
«Длинный- короткий»
«Низкий-высокий»
«Толстый- тонкий»
Игры с блоками
Дьенеша»:
«Найди все красные»
(синие, желтые)
«Найди все круглые»
(квадратные,
прямоугольные,
треугольные)
«Найди не такую
фигуру, как эта»
«Найди пару»

4

- развивать умение
ориентироваться в
пространстве, закреплять
умение строиться друг за
другом; уметь называть
свое местоположение
относительно других.

6.«Что такое порядок?»

2

7.«Интересные слова
«между», «за», «после»,
«перед»»

2

Множества. Развивать
умения выделять
количественные
характеристики множеств
объектов.

8.«Лишнее- не хватает»
« Добавить- убрать»
(уравнивание
количеств)

3

Учить сравнивать
предметы по одному
заданному признаку или
свойству.

9.«Цветные домики»
«Найди такую же по
цвету, но другой
формы»
«Найди такую же по
цвету, но другого
размера»

2

Январь

-Познакомить детей с
ориентированием на листе
бумаги. Дать представление о
левой и правой стороне листа.

10.«Ориентирование 3
на листе»

- развивать умение составлять
равенства; сравнивать предметы
по ширине, отгадывать загадки
о временах года.

11.«Что общего?»
3
Пространственные
отношения.
Ширина. Временное
соотнесение
(времена года)

- соотносить цифры с
количеством предметов;
развивать внимание, мышление.

12.Число и цифра 1.
«Разрезные
картинки»

2

-развитие логического
мышления и основных
мыслительных операций;
мелкой моторики рук.

13.«Дорисуй»
Штриховка цифры
1, выкладывание
образа цифры из
различных
предметов.

3

14Математические
загадки.

1

-Развивать умение
ориентироваться в
пространстве, умение называть
расположение предмета
относительно других предметов.

15.«Близко-далеко» 2
«Ох,
ориентироваться как
не легко»

Февраль

Март

-Осуществлять классификацию
по одному признаку или
свойству:
Выделять группу предметов,
имеющих общий сенсорный
признак (цвет, форма, размер);
развивать зрительную память.

16.Классификация
«Запомни
картинку»
«Твой любимый
цветок»

- Развивать понимание
соотношений между числами,
развивать психические
процессы: внимание, память,
логические формы мышления.

17.Число и цифра 2
Прямой и
обратный счет

- Развитие мелкой моторики
рук, работа с трафаретом.

18.Построение
фигур по образцу

2

3

2

-Развивать мелкую моторику
19.«Королевство
рук; упражнять детей
цифр»
выкладывать цифры с помощью
природного и бросового
материала (семена, пуговицы,
каштан и т.д.)

2

-Развивать умение расставлять
числа по порядку.

2

20.«Расставь числа
по порядку»

-Формировать конструктивные
умения: конструирование
геометрических тел и фигур из
отдельных частей, орнаментов
и сюжетных композиций в
конструктивной аппликации.

21.«Сложи круг»
«Разрезные
картинки»
«Укрась салфетку»
«Выложи игрушку»
«Собери котенка»

3

- Соотносить цифры с
количеством предметов;
развивать внимание, мышление

22.«Число и цифра
3»

3

-Закрепить число и цифру 3;
формировать умение
составлять равенства.

23.«Соедини
предметы»
«Что общего?»

2

- закрепить соотношение частьцелое; задания на добавление,
изъятие палочек.

24.«Дорисуй и
раскрась»
Задания с
палочками.

- закрепить число и цифру 3;
развивать мышление детей.

25.Палочки
Кюизенера- лесенка

2

- закрепить временные
отношения: раньше - позже;
части суток.

26«Что сначала, что
потом»

2

- Развивать ориентировку в
пространстве и на плоскости.

Апрель

3

Май

Июнь

- развивать количественные
представления; закрепить
цифры 1-3.

27.Математические 2
загадки с числами.
Палочки
Кюизенера –
лесенка

-соотносить цифры с
28.«Число и цифра
количеством предметов;
4»
развивать внимание, мышление,
память.

3

-развивать количественные
представления

2

29.Прямой и
обратный счет в
пределах 4
Палочки
Кюизенералесенка

-придумывание историй по
30.Логические
картинкам, логические цепочки. цепочки

2

- соотношение цифр с
количеством предметов;
развивать внимание, мышление,
память.

31.«Число и цифра
5»
Прямой и
обратный счет

3

Развлечение

«Волшебная
страна
Математики»

1

Список используемой литературы
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации! От
29.12.2012г. №273 ФЗ;
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р.;
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом
Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008;
4.СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию, организации режима работы образовательной
организации дополнительного образования детей», утвержденный
Постановлением главного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
5.Письмо Минобрнауки от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
6. Годовой календарный учебный график по организации дополнительных
образовательных услуг;
7.В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей.
Издательство «Знание». Москва 1993г;
8.популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика.
Ярославль «Академия развития» 1997г;
9.Б.П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва
«Просвещение», 1991г;
10. Ресурсы Интернет;
11. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997г.;
12.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Домашняя школа мышления. М.,
1987//www/pedlib.ru;
13.Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М.,
2008;
14. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008;
15. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998;
16. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998;
17.Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.,2001;
18.Светлова И. Логика. М., 2007;
19.Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера№ Москва, 2013г;
20.Б.Б Финкельштейн «Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
21.Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н, Харько Т.Г. «Предматематические игры
для детей младшего дошкольного возраста». Учебно- методическое пособие,
2011г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».