ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1
Пояснительная записка
стр.3
1.1
Цели и задачи Программы
стр.3
1.2
Календарный учебный график
стр.4
1.3
Учебный план
стр.5
1.4
Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности
стр.6
2
Учебно – тематический план
стр.7
2.1
Содержание программы
стр.12
3
Список литературы
стр.36
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа по художественному развитию
«Разноцветный мир» (далее Программа) ориентирована на развитие у детей
творческих способностей, фантазии, внимания, пространственного мышления,
мелкой моторики и координации движений рук.
Актуальность
Программы
обозначена
необходимостью
создания
благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями и интересами.
Программа предполагает единство формирования эстетического отношения
к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и
декоративно-прикладного искусства.
Программа направлена на развитие образных представлений, интереса к
некоторым физическим закономерностям (экспериментирование с цветом,
использование контраста яркости), на познание свойств различных материалов и
овладение разнообразными способами практических действий с ними,
становление созидательного отношения к окружающему.
Программа обусловлена современными требованиями дошкольного
образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ министерства образования и науки Российской федерации от
29.08.2013 № 1008 г. Москвы « Об утверждении Порядка организации
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам;
СанПиН 2.4.36.48-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая
распоряжением Правительства РФ от 04.09.14 №1726-Р.
1.1 Цель: развивать творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой в процессе использования нетрадиционных
техник изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление о многообразии изобразительных средств,
материалов, их сочетании на основе творческого преобразования;
развивать умение применять различный материал: пластилин, бумагу,
солёное тесто, вату, поролон, природный и бросовый материал при
отображении творческих замыслов;
формировать у детей способности к построению собственных замыслов,
сюжетов, композиций;
обогащать
умения
эффективно
использовать
разные
техники:
бумагопластика, тестопластика, пластилинография и т. д.;
содействовать формированию эстетического отношения к окружающему
миру, стремлению к созидательной деятельности;
Развивающие:
развивать поисково-познавательную деятельность при работе с различным
материалом и техниками (бумагопластика, бросовый материал,
тестопластика, природный материал, нетрадиционная аппликация и
рисование, пластилинография);
развивать технические навыки работы с различными материалами;
развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие
предметов разного цвета, формы;
развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений изобразительного искусства;
развивать самостоятельную творческую деятельность детей на основе
использования
эталонов,
схем,
алгоритмов
(изобразительную,
конструктивно-модельную);
развивать и укреплять мелкую моторику рук;
Воспитательные:
воспитывать чувства партнёрства по отношению к сверстникам и взрослым
в процессе совместной деятельности.
В Программе участвуют дети от 2 до 3 лет.
Срок реализации Программы – 1 год.
Форма проведения образовательной деятельности – творческая мастерская,
образно-игровой этюд, мастерская увлекательных дел, исследовательская
лаборатория, практикум, мастер – класс и т.п.
1.2 Календарный учебный график
Образовательная деятельность проводится с 1 октября по 31 июля в режиме
пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель.
Образовательная деятельность проводится два раза в неделю в соответствии
со следующим объёмом нагрузки:
№ п/п
Продолжительность
образовательной
деятельности
10 минут
1
Количество
образовательной
деятельности в
неделю
2
Объём
образовательной
нагрузки в неделю
20 минут
Объём
образовательной
нагрузки по
программе в год
80 часов
Всего:
80 часов
Программа включает в себя 80 академических часов для данного возраста и
предусматривает 6 разделов:
-Бумагопластика;
-Бросовый материал;
-Тестопластика;
-Природный материал;
-Нетрадиционная аппликация и рисование;
-Пластилинография.
1.3 Учебный план
(академические часы)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Разделы
Бумагопластика
Бросовый материал
Тестопластика
Природный материал
Нетрадиционная
аппликация
рисование
Пластилинография
Итого
теория и практика
и
-/12
-/14
-/6
-/5
6.5/29.5
-/7
6.5/73.5
1.4 Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
В результате реализации Программы первого года обучения воспитанники
будут знать и уметь:
Уметь:
- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира
посредством объёмной аппликации;
- отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные
изобразительные техники;
-подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету).
Знать:
- некоторые виды нетрадиционных изобразительных техник;
- основные приёмы лепки из солёного теста;
-о различных материалах, их свойствах и технологии изготовления поделок из
них.
2. Учебно-тематический план
Месяц
октябрь
Тема программы
Теория
Практика
1. «Дождик, дождик кап-кап-кап»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
2. «Гуси-гуси! Га-га-га!» (природный
материал)
3. «Солнышко» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
4. «Яблоки для ежика» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
5. «Гусеничка на листочке»
(пластилинография)
6. «Зайчишки- мальчишки и мишкибратишки» (бумагопластика)
7. «Листочки танцуют» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
8. «Осьминожек, осьминожек, он имеет
восемь ножек» (бросовый материал)
0,5
0,5
Всего
1
1
1
1
1
0.5
0.5
1
1
7
8ч.
ноябрь
декабрь
1. «А жираф-то наш каков: шарф связал из
облаков» (бумагопластика)
2. «Тили-тили тесто» (тестопластика)
3. «Весёлые кляксы» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
4. «У овечки шелковистые колечки»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
5. «Золотая рыбка» (пластилинография)
6.«В океане кит живёт, шириною с
пароход » (Нетрадиционная аппликация и
рисование)
7. «Бусы для Мурки» (бумагопластика)
8.«Колючая сказка» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
1. «На дорожке снег-снег»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
2. «Мы- белые снежинки, летим, летим,
летим…» ( пластилинография)
3. «Ну-ка, ёлочка, светлей заблести
огнями!» (бумагопластика)
4-5.«Наша ёлка - вся в игрушках, и шары
на ней висят» (тестопластика)
6.«Снежные комочки» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
7. «Шёл по лесу Дед Мороз»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
8.«Подарки для ёлки» (бумагопластика)
1
0.5
0.5
1
1
1
1
0.5
0.5
1.5
6.5
0.5
0.5
1. «Меня не растили, из снега слепили»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
2. «У колючего ежа шубка дивно хороша!»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
3.«Пудели играют в мячики»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
4.«Зайка - модник» (бросовый материал)
5.«Рукавички мы надели, не боимся мы
метели» (нетрадиционная аппликация и
рисование)
6. «Я кораблик смастерил, по воде его
8 ч.
1
1
2
1
0.5
0.5
1
1
январь
0.5
0.5
7
1
1
1
1
1
1
8ч.
пустил» (природный материал)
7. «Мишка Умка» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
8. «Снегири, снегири, как осколочки зари»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
февраль
1. «Чудо-браслет» (бросовый материал)
2.«Черепаха, черепаха носит панцирь, как
рубаху» (нетрадиционная аппликация и
рисование)
3.«Рыбки плавают в пруду и играют в
чехарду» (бросовый материал)
4. «Плюшевый медвежонок»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
5. « Цветик-семицветик» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
6.«Шапка для папы» (пластилинография)
7.«Пап мы наших поздравляем»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
8. « Котенок по имени Гав» (бросовый
материал)
1
1
8
0.5
1. «Шарики воздушные ветерку
послушные» (нетрадиционная аппликация
и рисование)
2.« Для мамочки любимой цветок я
подарю» (бумагопластика)
3. «Важный, пёстрый петушок гордо носит
гребешок» (бросовый материал)
4.«У змейки нет ни рук, ни ног, но как она
тогда живёт?» (тестопластика)
5. «Зайку бросила хозяйка…»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
6.«Подснежник голубой» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
7.«Пёс Барбос» (бросовый материал)
8.«Корзина с цветами» (бумагопластика)
(коллективная)
1
0.5
1
0.5
0.5
0.5
0.5
1
1
1
1.5
март
6.5
1. «Летят, летят дождинки, не выйдешь из
ворот» (нетрадиционная аппликация и
8ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
8
апрель
8 ч.
1
8ч.
рисование)
2. «Любимые зверушки» (бросовый
материал)
3.«Лимонад со льдом» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
4. «Кругом цветные зонтики раскрылись
под дождём» (пластилинография)
5. «Лягушка-квакушка улыбка до ушей»
(бумагопластика)
6.«У Божьей коровки рубашка- пятнашка»
(бросовый материал)
7.«Почки и листочки» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
8.«Пчёлка Майя» (бросовый материал)
1
1
1
1
1
1
1
8
май
1.«Птичка, птичка чик-чирик»
(природный материал)
2.«Цып-цып-цып мои цыплятки»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
3.«Солнышко лучистое» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
4.«Одуванчик-одуванчик, носит жёлтый
сарафанчик…» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
5.« В природе всем известен ткач-паукзатейник и ловкач» (природный материал)
6.«Бабочка- красавица, очень мне уж
нравится платьице твоё»
(пластилинография)
7. «В небе звёздочки блестят»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
(коллективная работа)
8. «Раз ромашка, два ромашка…»
(бумагопластика)
8ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
8
8ч.
июнь
1.«Ваза с цветами» (нетрадиционная
аппликация и рисование)
2. «Вот какие ножки у сороконожки»
(тестопластика)
3. «Сарафан для Алёнушки»
(тестопластика)
4. «Ах, матрёшечка- матрёшка, хороша не
рассказать!» (пластилинография)
5. «Поглядите, там и тут маки красные
цветут!» (бумагопластика)
6. «Теремок» (бросовый материал)
7. «Сова, совунья, совушка, мудрая
головушка» (бросовый материал)
8. «Я в подводном царстве»
(нетрадиционная аппликация и рисование)
(коллективная работа)
1
1
1
1
1
1
1
1
8
июль
1. « Машина едет далеко…»
(бумагопластика)
2. «Ути- ути- уточки- беленькие грудочки» 0.5
(нетрадиционная аппликация и рисование)
3. «Сапоги со шпорами, хвост с узорами»
(бросовый материал)
4. «Во дворе у бабушки» (бумагопластика)
5. «Я люблю пушистое, я люблю колючее» 0.5
(нетрадиционная аппликация и рисование)
6. «Шустрые рыбки» (природный
материал)
7.«Солнышко, солнышко, раскидай
0.5
колечки» (нетрадиционная аппликация и
рисование)
8. «На лесной дорожке» (природный
материал)
1.5
8ч.
1
0.5
1
1
0.5
1
0.5
1
6.5
8ч.
2.1 Содержание учебно-тематического плана
октябрь
Месяц
Вид деятельности
Тематика
занятий
Задачи
Используемый
материал
1.Нетради
ционная
аппликация и
рисова-ние
(отпечаток
засушенного
листа)
Дождик,
дождик
кап-капкап.
Познакомить с
видом
изобразительной
техники «пальчиковое
рисование».
Развивать чувство
композиции и
цветовосприятия.
Воспитывать
интерес к осенним
явлениям природы,
эмоциональную
отзывчивость.
Бумага А5,
трафарет тучки,
Пальчиковые
краски,
салфетки,
иллюстрации.
2.Природн
ый
материал
Гуси-гуси!
Га-га-га!
Помочь освоить
изобразительные
приемы
аппликации, в
которых
используются
нетрадиционные
материалы (вата,
перья).
Упражнять в
умении заполнять
форму ровным
слоем ваты,
перьями, не выходя
за контур.
Дополнять рисунок
деталями дорисовать
фломастером
травку, глазки.
Развивать чувство
формы.
Иллюстрация с
изображением
гусей.
На картоне
светло-зеленого
цвета формата
А8 контур гуся.
Перья, клей
ПВА, кисти,
фломастеры.
3.Нетради
ционная
аппликация и
рисова-ние
(рисование
ватными
полочками)
Солнышко
Познакомить с
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования
ватными
палочками.
Упражнять в
умении рисовать
лучики, нанося
мазки на равном
расстоянии друг от
друга от края круга.
Развивать чувство
композиции,
воспитывать
аккуратность.
Квадратный
лист бумаги с
незаконченным
изображением
солнышка,
жёлтая гуашь,
ватные палочки,
салфетки,
иллюстрации.
4.Нетрадиционная
аппликация
Яблоки для
ежика
Познакомить детей
с техникой
аппликации сминанием бумаги.
Упражнять в
умении путем
сминания
придавать бумаге
(салфетке)
соответствующую
форму.
Формировать
умение видеть
целостный образ.
Силуэт ежика на
листе (формат
А8), салфетки
красного,
желтого, зеле
ного, цвета,
клей, кисти,
фломастеры.
5.Пластил
инография
Гусеничка
на листочке
Научить отделять
от большого куска
пластилина
маленькие кусочки,
закреплять их на
основе способом
сплющивания.
Закреплять
пуговицы на основе
пластилина.
Основа для
гусеницы силуэт листика
из зеленого
картона,
пуговицы без
ножек,
пластилин.
6.Бумагоп
ластика
Зайчишкимальчишки
и мишкибратишки
Развивать желание
мастерить.
Формировать
изобретательные
навыки.
Способствовать
проявлению
творчества,
фантазии.
Образцы, полоск
из картона 4x14
см
белого, серого,
коричневого
цвета, готовые
детали (ушки,
мордочки,
лапки),
фломастеры,
клей, кисти,
салфетки,
клеенки.
7.Нетради
ционная
аппликация и
рисова-ние
(тычок
жёсткой
полусухой
кистью)
Листочки
танцуют
Познакомить детей
с техникой
тычкования
жёсткой полусухой
кистью. Развивать
умение
имитировать листву
тычком, используя
такое средство
выразительности,
как фактура.
Развивать чувство
композиции.
Воспитывать
аккуратность.
Квадратный
лист бумаги, с
нарисованным
стволом дерева,
зелёная, жёлтая,
красная гуашь,
жёсткая кисть,
салфетки, листья
осенних
деревьев,
иллюстрации.
8.Бросовый
материал
Осьминоже
к,
осьминожек
, он имеет
восемь
ножек
Формировать
интерес к живым
существам, вызвать
желание изобразить
осьминога из
природного
материала.
Развивать чувство
формы, нагляднообразное
мышление,
инициативу.
Образец, втулки
от туалетной
бумаги
(обклеенная цве
тной бумагой),
полоски цветной
бумаги, круг из
белой бумаги,
клей,
фломастеры.
А жираф-то
наш каков:
шарф
связал из
облаков
Упражнять в
умении выполнять
аппликацию
способом
обрывания бумаги.
Развивать мелкую
моторику,
координацию
движений рук.
Воспитывать
интерес к
животному миру.
Изображение
жирафа без
пятен,
иллюстрация,
бумага
коричневого
цвета, клей,
кисти.
2.Тестопластика
Тили-тили
тесто
Вызвать интерес к
поделкам из
соленого теста.
Научить
раскатывать
большой шар из
теста, сплющивать
его между
ладонями.
Формировать
умение вырезать
фигурки с помощью
формочек, украшать
их бисером,
бусинками.
Развивать
художественный
вкус.
Образец
поделки из
соленого теста.
Доски для
лепки,
формочки,
бусинки,
круглый бисер,
ленточки,
соленое тесто,
окрашенное в
разные цвета.
3.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(кляксография)
Весёлые
кляксы
Познакомить с
таким способом
изображения как
клялсография,
показать её
выразительные
возможности.
Развивать умение
дорисовывать
детали объектов,
полученных в ходе
спонтанного
изображения, для
Бумага
А4,трубочки,
гуашь,
Иллюстрации.
ноябрь
1.Бумагоп
ластика
придания им
законченности и
сходства с
реальными
образцами.
4.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
5.Пластил
инография
У овечки
шелковистые
колечки
Научить работать с
клеем и ватой.
Развивать умение
планировать ход
выполнения работы.
Картон,
трафарет, клей,
кисть, вата.
Золотая
рыбка
Развивать в умение
выполнять мозаику
на пластилиновой
основе.
Упражнять в
приемах
отщипывания пласт
илина,
раскатывания.
Научить придавать
выразительность
образу.
Образец, монеты
(1коп.,5
коп.,10коп.)
или мелкие
пуговицы без
ножек,
семена тыквы,
пластилин,
силуэт
рыбки из
цветного
картона.
6.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
В океане
кит живёт,
шириною с
пароход
Развивать умение
выполнять
аппликацию из
ватных дисков.
Развивать цветовое
восприятие.
Воспитывать
аккуратность.
Основа для
аппликациикартон голубого
цвета, ватные
диски, клей
ПВА, кисти,
образец, гуашь,
полоски белой
бумаги.
7.Бумагоп
ластика
Бусы для
Мурки
Продолжать
развивать умение
сминать кусочки
бумажной
салфетки, придавая
форму шарика
(бусинки).
Развивать мелкую
моторику рук.
Заготовки из
бумажных
салфеток
разного цвета ,
клей, лист А8 с
нарисованной
нитью
Колючая
сказка
Познакомить с
новым видом
нетрадиционного
рисованиярисование
штрихом.
Формировать
умение наносить
длинные и короткие
штрихи в одном
направлении.
Отрабатывать
лёгкость движения
и свободное
перемещение руки
по всему листу.
Показать
выразительные
возможности
воскового мелка.
Лист А5 с
контурными
изображениями
животных,
восковые мелки.
1.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(рисование
набрызгом)
На дорожке
снег, снег
Познакомить с
новым видом
нетрадиционного
рисования –
набрызгом. Вызвать
у детей
эмоциональный
отклик на
художественный
образ зимнего
пейзажа. Помочь
почувствовать
красоту зимней
природы
посредством
музыки, живописи,
поэзии.
Лист бумаги
тёмного оттенка,
белая гуашь,
зубная щётка
или жёсткая
кисть, салфетки.
2.Пластил
инография
Мы белые
снежинки,
летим,
летим,
летим…
Вызвать желание
изготовить
украшения на
елочку или в группу
к празднику.
Упражнять в
Основа в виде
снежинок из
картона
белого,
голубого цвета,
пластилин
декабрь
8.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(рисование
штрихом)
выполнении
мозаики на
пластилиновой
основе, в
чередовании
пайеток по цвету,
форме.
пайетки разного
цвета, формы.
3.Бумагоп
ластика
Ну- ка,
ёлочка,
светлей
заблести
огнями!
Упражнять в
умении скатывать
шарики из кусочков
бумажной
салфетки. Вызвать
радость от
предстоящих
праздников.
Воспитывать
усидчивость,
аккуратность.
Бумажные
салфетки
разного цвета,
клей, кисти.
4-5.Тестопластика
Наша ёлкався в
игрушках,
и шары на
ней висят
Вызвать желание
украсить елочку
игрушкамисамоделками из
соленого теста.
Продолжать
упражнять в
умении раскатывать
большой шар из
теста, сплющивать
его между ладонями
и вырезать с
помощью формочек
фигурки.
Упражнять в
умении
раскрашивать
высушенные
фигурки гуашью.
Развивать чувство
формы, цвета,
согласованность в
работе обеих рук.
Соленое тесто,
формочки для
выпечки,
тесьма, доски
для лепки,
гуашь,
кисточки, банки
с водой.
Готовые
поделки из
соленого теста.
6.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
Снежные
комочки
Вызвать
желание скатывать
комочки из ваты.
Развивать цветовое
восприятие,
творчество,
инициативу.
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
Голубой картон,
вата, клей ПВА,
кисти, клеенки.
7.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(рисование
солью)
Шёл по
лесу Дед
Мороз
Познакомить с
новым приёмом
оформления
изображения:
присыпание солью
по мокрой краске
для создания
объёмности
изображения.
Развивать навыки
рисования гуашью.
Побуждать детей к
творческой
активности.
Бумага А 5 с
контурным
изображением
Деда Мороза,
гуашь, соль,
кисти.
8.Бумагоп
ластика
Подарки
для ёлки
Развивать желание
мастерить.
Способствовать
проявлению
творчества,
фантазии
Воспитывать
самостоятельность,
аккуратность.
Вызвать радость
при восприятии
готовых игрушек.
На одну
игрушку – две
одинаковых
детали в форме
гриба, домика,
сердечка, груши
и т.д., кусочки
нитки для
петельки,
мелкие
элементы для
украшения,
клей,
кисточки.
Образцы.
январь
1.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(оттиск
мятой
бумагой +
рисова-ние
ватными
палочками)
Меня не
растили, из
снега
слепили
Упражнять в
умении аккуратно
закрашивать
пространство, не
выходя за контур.
Развивать умение
имитировать снег с
помощью ватных
палочек; научить
дополнять
изображение
деталями. Развивать
чувство
композиции.
Воспитывать
аккуратность.
Лист бумаги
синего цвета,
гуашь белого,
красного,
чёрного цветов,
мятая бумага,
салфетки,
ватные палочки
иллюстрации.
2.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(работа с
крупами)
У колючего
ежа шубка
дивно
хороша!
Формировать
умение прикреплять
семечки на основу
из пластилина.
Закрепить умение
располагать
изображение на
всём листе.
Развивать
композиционные
умения.
Воспитывать
желание доводить
начатое дело до
конца.
Картон с
изображением
ёжика из
пластилина,
семечки.
3.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
Пудели
играют в
мячики.
Упражнять в
умении отрывать
кусочки салфеток и
скатывать их в
комочки.
Развивать умение
находить место
своей работы на
общем фоне.
Фон светлозеленый,
силуэты
пуделей на
каждого ребенка
серого или
коричневого
цвета,
салфетки белые,
клей, кисти.
4.Бросовый
материал
Зайкамодник
Упражнять в
умении мастерить
поделку из
бросового
материала.
Развивать
внимание, мелкую
моторику рук,
умение аккуратно
работать с клеем.
Одноразовые
тарелки, цветная
бумага,
самоклеющаяся
бумага, клей,
кисти.
5.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(техника
печатания)
Рукавички
мы надели,
не боимся
мы метели
Упражнять в
технике печатания.
Закреплять умение
украшать предметы
несложной формы,
нанося рисунок
равномерно на всю
поверхность.
Воспитывать
аккуратность
Цветная бумага,
печатки, гуашь,
салфетки.
6.Природн
ый
материал
Я кораблик
смастерил,
по воде его
пустил
Образец,
скорлупа
грецкого ореха,
палочки
(зубочистки),
пластилин,
бумага
квадратной
формы, готовые
мелкие детали
для украшения
паруса.
7. Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
Медвежоно
к Умка
Формировать
умение
моделировать
кораблик из
скорлупы грецкого
ореха.
Упражнять в
умении нанизывать
деталь на палочку, с
помощью
пластилина,
закреплять готовую
деталь внутри
ореха.
Накапливать
эмоциональночувственного опыта
от работы с
различными
фактурными
поверхностями.
Развивать
пальцевую
Изображение
белого медведя,
контурный
рисунок медвед
я на
синем фоне,
манная крупа,
клей ПВА,
кисти.
моторику,
творческое
воображение.
Снегири,
снегири,
как
осколочки
зари
1.Бросовый
материал
Чудобраслет
2.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
Черепаха,
черепаха
носит
панцирь как
рубаху
февраль
8. Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(работа с
крупами)
Формировать
умение работать с
крупой и клеем.
Закрепить умение
располагать
изображение на
всём листе.
Развивать мелкую
моторику.
Вызвать у детей
желание сделать
украшение для себя
(для куклы).
Упражнять в
умении нанизывать
трубочки, бусины,
пуговицы,
макароны, чередуя
их по цвету,
размеру.
Развивать мелкую
моторику пальцев,
цветовое
восприятие.
Картон,
трафарет, клей
ПВА, кисть,
покрашенное
пшено, клеёнка.
Познакомить детей
с новым для них
видом ручного
труда нетрадиционная
аппликация с
использованием
заварки.
Упражнять в
умении намазывать
клеем необходимый
участок работы,
аккуратно засыпая
Изображение
черепашки или
игрушка,
образец, чайная
заварка,
лист
тонированной
бумаги с
контуром
нарисованной
черепахи, клей,
кисти.
Трубочки для
коктейля,
нарезанные
длиной 8-10 мм,
бусины,
пуговицы,
окрашенные
макароны,
нитки,
проволока,
примерные
схемы с
изображением
чередования
материала.
этот участок
заваркой.
Воспитывать
желание доводить
начатое дело до
конца.
3.Бросовый
материал
Рыбки
плавают в
пруду и
играют в
чехарду
4.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(рисование
поролоном)
Плюшевый
медвежонок
Упражнять в
умении
изготавливать
несложные
поделки. Развивать
инициативу,
творчество.
Воспитывать
самостоятельность,
активность.
Помочь детям
освоить новый
способ изображения
- рисование
поролоновой
губкой,
позволяющей
наиболее ярко
передать
изображаемый
объект,
характерную
фактурность его
внешнего вида
(объём,
пушистость).
Побуждать
передавать в
рисунке образ
знакомой игрушки;
закреплять умение
изображать форму
частей, их
относительную
величину,
расположение, цвет.
Крышечки изпод йогурта
(пластмассовых
бутылок),
пластилин,
семена, крупы.
Листы
тонированной
бумаги,
гуашь, кусочки
поролона,
салфетки,
клеёнки.
Развивать
творческое
воображение.
5.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
Цветик –
семицветик
Научить создавать
коллаж из
карандашных
стружек. Развивать
фантазию,
творчество.
Карандашные
стружки, клей,
гуашь, кисти,
лист формата
А3.
6.Пластил
инография
Шапка для
папы
Трафарет шапки
из картона и
пластилина,
колпачки
фломастеров,
стеки, палочки ,
мелкие бусины,
бисер, доски
для лепки.
7.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(работа с
крупами)
Пап мы
наших
поздравляе
м
Упражнять в
умении заполнять
основу ровным
слоем
пластилина; наноси
ть рисунок (узор)
на слой пластилина.
Способствовать
развитию
творчества,
инициативы.
Развивать умение
оформлять
открытку
макаронными
изделиями, создавая
самолёт, ракету,
кораблик (по
желанию детей).
Вызвать желание
сделать близким
приятное.
8.Бросовый
материал
Котенок по
имени Гав
Упражнять в
наклеивании
готовых деталей на
основу; в умении
обрывать кусочки
бумаги.
Воспитывать
умение радоваться
общему делу.
Изображения
котенка, втулки
от туалетной
бумаги, готовые
детали, кусочки
бумаги для
выполнения
пятнышек, клей,
кисти, клеенка,
салфетки.
Листы цветного
картона с
контурным
изображением,
макароны,
пластилин,
иллюстрации.
март
1.Нетрадиционная
аппликация и
рисование
Шарики
воздушные,
ветерку
послушные
Развивать умение
скатывать шарики
из кусочков
бумажной
салфетки. Развивать
приёмы рисования
и наклеивания.
Листы бумаги
А5 бледного
цвета, восковые
мелки,
бумажные
салфетки
разного цвета,
клей.
Листы бумаги
А5. Заготовки
цветов из
разноцветной
бумаги,
клей, кисти,
палочка от
мороженого.
2.Бумагоп
ластика
Для
мамочки
любимой
цветок я
подарю
Упражнять в
умении наклеивать
готовую форму на
основу .
Формировать
самостоятельность
в выборе цвета
заготовок и
конструкции.
Воспитывать
умение радоваться
результатам труда.
3.Бросовый
материал
Важный,
пёстрый
петушок
гордо носит
гребешок
Продолжать учить
детей мастерить
игрушки для своих
игр из бросового
материала (капсулы
от киндерсюрпризов).
Формировать
умение
анализировать
поделку, составлять
план работы.
Способствовать
развитию мелкой
моторики,
воображения,
инициативы.
Изображение
или игрушка
петушка.
Капсулы киндер
- яиц, перья,
пластилин для
оформления
деталей,
деревянная
шпажка, горох.
4.Тестопла
стика
У змейки
нет ни рук,
ни ног, но
как она
тогда
Упражнять в
умении раскатывать
кусочек теста
продольными
движениями,
Игрушечные
змейки, солёное
тесто разного
цвета, влажные
салфетки
живёт?
формируя змейку.
Развивать
координацию
движений рук,
тактильное
восприятие, чувство
формы.
5.Нетрадиционная
аппликация и
рисование
(тычок
жёсткой
полусухой
кистью)
Зайку
бросила
хозяйка…
Продолжать
закреплять умение
рисовать животных
способом тычка.
Воспитывать
чувство доброты,
желание помочь
братьям меньшим.
Листы
тонированной
бумаги с
нарисованными
силуэтами
животных,
жёсткие кисти,
гуашь,
иллюстрации.
6.Нетрадиционная
аппликация и
рисование
Подснежник
голубой
Формировать
восприятие
предметного
моделирования в
продуктивной
деятельности.
Развивать умение
создавать цветы из
подручных
материалов.
Воспитывать
эстетический вкус.
Пластилин
белого, зелёного
цвета, трубочки
от коктейля,
тыквенные
семечки.
7.Бросовый
материал
Пёс Барбос
Упражнять в
умении делать
поделки из
одноразовой
посуды; развивать
конструкторские
навыки.
Способствовать
восприятию формы,
фактуры, развитию
воображения.
Одноразовые
тарелки,
заготовки из
цветного, белого
картона,
пластилин.
апрель
8.Бумагоп
ластика
Корзина с
цветами
(коллективн
ая работа)
Упражнять в
умении скатывать
комочки из
кусочков бумажных
салфеток.
Закреплять навыки
приклеивания
комочков.
Развивать мелкую
моторику, глазомер.
Воспитывать
доброжелательност
ь, уважение к
интересам
товарищей.
Бумажные
салфетки
разного цвета,
клей, лист
формата А4,
клей.
1.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(рисование
пальчикам
и)
Летят, летят
дождинки,
не выйдешь
из ворот
Продолжать
знакомить с
нетрадиционной
техникой рисования
пальчиками.
Показать приёмы
получения точек и
коротких линий.
Упражнять в
умении рисовать
дождик из тучек,
передавая его
характер (мелкий,
капельками,
сильный ливень),
используя точку и
линию, как средство
выразительности.
Воспитывать
аккуратность.
Листы
тонированной
бумаги,
пальчиковые
краски,
влажные
салфетки.
2.Бросовый
материал
Любимые
зверушки
Закреплять умение
анализировать
образец и
выполнять поделку
по аналогии.
Воспитывать
умение радоваться
своему результату.
Бумажные
тарелки, готовые
детали (ушки,
глаза,
мордочка),
клей, кисти.
3.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
Лимонад со
льдом
Развивать умение
изображать дольку
лимона
аппликативным
способом; умение
работать со
штампами.
Воспитывать
эстетический вкус.
Силуэт стакана
из желтого
картона, цветная
бумага, клей,
ножницы,
квадратный
штамп из губки,
краски,
трубочки для
коктейля.
Листы цветного
картона с
контурным
изображением
зонтиков,
пластилин.
4.Пластил
инография
Кругом
цветные
зонтики
раскрылись под
дождём
Развивать умение
достигать
выразительность
создаваемого образа
посредством точной
передачи формы и
цвета. Закреплять
умения и навыки
работы с
пластилином—
раскатывание,
размазывание
используемого
материала на
основе,
разглаживание
готовой
поверхности.
5.Бумагоп
ластика
Лягушкаквакушка
улыбка до
ушей
Закрепить умение
изготавливать
поделку из бумаги и
картона. Вызвать
желание к
творческому
оформлению
поделки. Развивать
внимание,
усидчивость.
Цветная бумага
и картон,
фломастеры,
клей.
6.Бросовый
материал
У Божьей
коровки
рубашка -
Развивать умение
создавать поделку
из подручных
СD диски, клей,
готовые детали,
цветной картон
май
пятнашка
средств.
Формировать
интерес к данному
виду труда
Воспитывать
эстетический вкус.
7.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(оттиск
печатками)
8.Бросовый
материал
Почки и
листочки
Упражнять в
умении
анализировать
предмет с натуры.
Развивать умение
рисовать печатками,
передавая цвет
листвы.
Продолжать
развивать умение
использовать в
работе бросовый
материал.
Формировать
умение
самостоятельно
вырезать и
дополнять игрушку
деталями для
передачи образа.
Листы
тонированной
бумаги, кисти,
гуашь, печатки,
веточки с
полураспустивш
имися зелёными
листьями в вазе.
Контейнер изпод киндерсюрприза с
наклеенными
чёрными
полосками,
бусины,
пуговицы,
готовые деталикрылья.
1.Природн
ый
материал
Птичка,
птичка чикчирик
Закреплять умение
комбинировать
природный и
бросовый материал
при изготовлении
поделки.
Воспитывать
интерес к объектам
живой природы.
Пластилин,
веточка,
пуговицы,
заготовки
крыльев из
пластиковой
бутылки.
2.Нетрадиционная
аппликация и
рисование
Цып-цыпцып, мои
цыплятки
Развивать умение
изображать
цыплёнка в
нетрадиционной
технике – печатание
мятой бумагой.
Лист формата
А8, комочки из
мятой бумаги,
гуашь жёлтого
цвета,
иллюстрации.
Пчёлка
Майя
3.Нетрадиционная
аппликация и
рисование
(рисование
ладошкой)
Солнышко
лучистое(ко
ллективная
работа)
Развивать умение
смешивать разные
краски (жёлтую,
красную) кистью
прямо на ладошке.
Закрепить умение
рисовать в технике
печатания
ладошкой.
Воспитывать
аккуратность.
Лист бумаги А3,
гуашь, кисти,
игрушка солнце.
4.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
Одуванчик
одуванчик,
носит
жёлтый
сарафанчик
Закреплять умение
изготавливать
цветок из
сложенных в
несколько раз
салфеток; создавать
выразительный
образ из знакомых
предметов.
Развивать мелкую
моторику.
Формировать
умение видеть
целостный образ.
Тонированная
бумага А5,
салфетки
желтого или
белого цвета,
заготовки
листьев
одуванчика,
клей, кисти,
фломастер
зеленого цвета.
5.Бросовый
материал
В природе
всем
известен
ткач- паукзатейник и
ловкач
(коллективн
ая работа)
Цветная бумага,
кассеты из- под
яиц, гуашь,
трубочки от
коктейля.
6.Пластил
инография
Бабочкакрасавица,
очень мне
уж
нравится
платьице
твоё
Развивать умение
делать поделки из
бросового
материала.
Формировать
интерес к данному
виду труда.
Воспитывать
умение радоваться
общему результату.
Совершенствовать
умение намазывать
пластилин ровным
слоем на
плоскостное
изображение
бабочки,
Изображения
бабочек,
пластилин,
мелкие бусины,
пайетки для
оформления,
силуэты
разглаживать его.
Упражнять в
умении создавать
узор.
бабочек.
7.Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(рисование
набрызгом+
печать
поролоном по
трафарету)
В небе
звёздочки
горят
(коллективн
ая работа)
Упражнять в
умении создавать
образ звёздного
неба, используя
смешение красок,
набрызг и печать по
трафарету.
Развивать
цветовосприятие.
Воспитывать
художественный
вкус.
Лист А3, кисти,
гуашь,
трафареты,
поролон,
жёсткая кисть,
иллюстрации.
8.Бумагоп
ластика
Раз
ромашка,
два
ромашка…
Закреплять умение
составлять цветы из
комочков бумажной
салфетки.
Развивать
согласованность в
работе глаз и рук.
Воспитывать
аккуратность,
интерес к объектам
живой природы.
Открытки с
ромашками,
образец,
салфетки
бумажные
разного цвета,
круги
желтого цвета
для сердцевины,
круги для
основы цветка.
Для
фона - круглая
или овальная
«клумба» из
плотной бумаги.
июнь
1.Нетради
ционная
аппликация и
рисование
(аппликация из
круп)
Ваза с
цветами
(коллектив
ная работа)
Развивать умение
создавать
композицию из
макаронных изделий,
фасоли, гороха;
развивать чувство
ритма и композиции.
Воспитывать
художественный вкус.
Лист картона,
окрашенные
макаронные
изделия, фасоль,
горох, силуэт
вазы, клей.
2.
Тестоплас
тика
Вот какие
ножки у
сороконожк
и
Упражнять в умении
скатывать шарики из
солёного теста,
прикреплять их к
картону путём
сплющивания.
Развивать фантазию,
воображение.
Воспитывать
аккуратность.
Лист картона
зелёного цвета,
солёное тесто
разного цвета,
влажные
салфетки.
3.
Тестоплас
тика
Сарафан
для
Алёнушки
Формировать умение
украшать сарафан для
куколки. Развивать
желание делать
поделки своими
руками. Воспитывать
самостоятельность,
уверенность в своих
силах.
Тесто для лепки
разного цвета,
влажные
салфетки,
заготовки из
теста,
плоскостная
кукла Алёнушка
из теста.
4.Пластилинография
Ах
матрёшечкаматрёшка,
хороша не
рассказать!
Совершенствовать
умение намазывать
пластилин ровным
слоем на плоскостное
изображение,
разглаживать его.
Упражнять в умении
создавать узор.
Чёрно-белые
силуэты
матрёшек,
пластилин,
стеки, бисер,
пайетки.
5.Бумагопластика
Погляди-те,
там и тут
маки
красные
Упражнять в умении
создавать красивые
цветы из
гофрированной
Гофрированная
бумага красного,
зелёного цветов,
силуэт- шаблон
И
Ю
Л
Ь
цветут!
бумаги. Воспитывать
интерес к объектам
живой природы.
лепестка,
палочка (для
стебля), клей.
6.Бросовый
материал
Теремок
Развивать умение
последовательно
выполнять работу.
Формировать интерес
к данному виду труда.
Лист картона для
фона, клей,
кисти, спички.
7.Бросовый
материал
Сова,
совунья,
совушка,
мудрая
головушка
Упражнять в умении
делать игрушки из
бросового материала,
дополняя образ
недостающими
деталями.
Воспитывать
самостоятельность
Втулки от
туалетной
бумаги, цветная
бумага, бусины, ,
клей, кисти.
8. Нетрадиционная
аппликация и
рисова-ние
(рисование
ладошкой)
Я в подводном
царстве
(коллективная
работа)
Лист формата
А3, восковые
мелки, акварель,
кисти, салфетки,
иллюстрации.
1.Бумагоп
ластика
Машина
едет
далеко…
Совершенствовать
умения и навыки в
нетрадиционной
изобразительной
технике: восковые
мелки + акварель,
отпечатки ладоней.
Упражнять в умении
превращать отпечатки
ладоней в рыб и
медуз, рисовать
различные водоросли.
Развивать
воображение, чувство
композиции.
Упражнять в умении
передавать образ,
соблюдая
относительную
величину. Развивать
образное и
эстетическое
восприятие.
Воспитывать
самостоятельность.
Спичечные
коробки, клей
ПВА, кисти,
колёса из
картона.
2.Нетради
ционная
аппликаци
яи
рисование
Ути- утиуточки,
беленькие
грудочки.
Продолжать
знакомить с техникой
выполнения
аппликации из
резаных ниток.
Закреплять умение
равномерно
намазывать
небольшие участки
изображения клеем и
посыпать их мелко
нарезанными
нитками. Воспитывать
аккуратность.
Шерстяные
нитки жёлтого
цвета,
клей ПВА,
кисти, салфетки.
3.Бросовы
й материал
Хвост с
узорами,
сапоги со
шпорами.
Упражнять в умении
создавать
выразительный образ
петушка. Развивать
желание
экспериментировать с
художественными
материалами.
Пластилин,
перья, семена
клёна,
пластилин,
одноразовые
стаканчики,
фантики от
конфет.
4.Бумагоп
ластика
Во дворе у
бабушки.
Создать
коллективную модель
деревенского двора в
технике оригами.
Развивать у детей
пространственное
воображение.
Закреплять умение
следовать устным
инструкциям;
развивать
концентрацию
внимания и
творческие
способности.
Цветная бумага,
восковые мелки,
картонная
коробка,
лоскутки ткани.
5.Нетради
ционная
аппликаци
яи
Шустрые
рыбки
Познакомить с новым
видом
нетрадиционного
рисования – оттиск
Листы
тонированной
бумаги, гуашь,
печатка из
рисование
печаткой из
картофеля.
Совершенствовать
умение детей в
различных
изображаемых
техниках. Научить
отображать в рисунке
облик рыбок наиболее
выразительно.
Развивать чувство
композиции.
картофеля,
поролон,
влажные
салфетки.
Бумажные
салфетки
жёлтого и
оранжевого
цвета, клей,
листы голубой
бумаги с
незаконченным
изображением
солнышка,
иллюстрации.
Лист формата
А5 светлоголубого цвета,
гуашь разного
цвета, ватные
палочки,
влажные
салфетки,
иллюстрации.
6.Нетради
ционная
аппликаци
яи
рисование
Солнышко,
солнышко,
раскидай
колечки…
Развивать умение
изображать солнечные
лучики , используя
комочки из бумажных
салфеток; развивать
творческое
воображение,
фантазию.
Воспитывать
художественный вкус.
7.Нетради
ционная
аппликаци
яи
рисование
На лесной
дорожке
Развивать умение
изображать цветы,
используя рисование
ватными палочками.
Развивать чувство
композиции.
8.Природн
ый
материал
Сказочные
герои леса.
Продолжать развивать
умение детей работать
с природным
материалом, соединяя
различный материал в
Шишки еловые,
сосновые;
каштан, жёлуди,
крылатки ясеня,
пух и перья
одной поделке, и
скрепляя при помощи
палочек и пластилина.
Развивать творческое
воображение,
фантазию,
воспитывать
художественный вкус,
наблюдательность.
птиц, косточки
слив, абрикосов,
мох, различные
семена.
3. ЛИТЕРАТУРА
1. Агнешка Байраковска- Пженёсло «Чудесные поделки из макарон»,
Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
2. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала»,
книга
для
воспитателя
детского
сада,
2-е
издание.
М,
«Просвещение»,1991г.
4. ЖаковаО., Данкевич Е. «Игрушки своими руками», М., «Аст - Пресс»,
1996г.
5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
6. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез»,
2007г.
7. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
8. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению»,
М., «Просвещение», 1989г.
9. ПросняковаТ.Н. «Уроки мастерства», 2-е издание, изд-во «Учебная
литература», 2004г.
10. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения,
подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб
семейного досуга», 2012г.
11. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров»,
2000г.
12. «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.
13. «Школа фантазёров. Рисуем пластилином», ООО «Хатбер - пресс»,
2010г.
Интернет ресурсы