СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
3
Пояснительная записка
стр. 5
Календарный учебный график
Учебный план
стр.10
стр.12
Цель и задачи Программы
Ожидаемый результат
Учебно- тематический план
Список литературы
1. Пояснительная записка
стр.7
стр.14
стр.16
стр.28
Дополнительная образовательная программа по познавательному
развитию «Играем, размышляем, познаём!» (далее Программа) направлена на
формирование у ребенка математических представлений; развитие сенсорной
культуры, логического мышления - что является залогом успешного
обучения выпускника детского сада в школе. В соответствии с
современными тенденциями развития образования, дети в детском саду
более любознательны, активны, обладают способностью решать
интеллектуальные и личностные задачи, а также владеют универсальными
предпосылками учебной деятельности - умением работать по образцу, по
инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью
гармоничного развития ребенка и успешной его подготовки к школе.
Средний возраст – начало сенситивного периода развития знаково-
символической функции сознания, это важный этап для умственного
развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.
Актуальность программы заключается в необходимости создания
качественно новой образовательной среды как основы развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Программа обусловлена современными требованиями модернизации
системы образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013г. № 1008 г. Москвы «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 « О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 04.09ю14. № 1726-Р
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства РФ от 04.09.14 №1726-Р.
1.1 Цель программы – Формирование познавательных способностей детей
среднего дошкольного возраста на основе развития логических структур
мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению
посредством развивающих игр.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий в
совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;
- формировать у детей навыки выделять существенные признаки предметов,
сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном
материале;
- формировать логическое , творческое и критическое мышление, речь
дошкольников;
- совершенствовать произвольное внимание, память;
- способствовать расширению кругозора.
Развивающие:
- развитие абстрактного мышления, наглядно- образного мышления в
процессе использования схем, таблиц;
-развитие пространственного мышления ( классификация, сравнение,
обобщение);
- развитие мотивации к познанию и творчеству;;
- развитие умения ориентироваться на листе бумаги, творческого
воображения, чувства цвета и формы, а также мелкой моторики рук;
- развитие умения высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения на основании приобретенных знаний.
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности и ответственности, самоорганизованности,
культуры общения друг с другом;
- воспитание стремления к приобретению новых знаний и умений.
В основе Программы лежит занимательный материал: использование
современных развивающих игр блоками Дьенеша, цветными палочками
Х.Кюизенера, лабиринты, таблицы и т.д.; математические развлечения,
задания, упражнения конструктивного характера - моделирование,
аппликация.
Программа рассчитана на детей от 4-5 лет.
Срок реализации Программы -1 год.
1.2 Календарный учебный график
Образовательная деятельность проводится с 1 сентября по 31 мая в
режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель.
Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю в соответствии
со следующим объемом нагрузки.
№
Этапы
п/п
Продолжи
тельность
образова
тельной
нагрузки
1
Первый
год
20 минут
Кол-во
Объем
Объём
образовательной образователь образователь
деятельности в
неделю
ной нагрузки ной нагрузки
в неделю
2
обучения
Всего:
40 минут
по
Программе в
год
80 часов
80 часов
Программа включает в себя 80 академических часов для детей 4-5 лет,
предусматривает следующие разделы:
- языковые логические задачи с использованием иллюстративного
материала;
- прямой и переносный смысл речевых оборотов;
- математические логические задачи, загадки, сказки- изобреталки;
- геометрические задачи и головоломки;
- кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги;
-логические задачи на применение общих знаний.
1.3 Учебный план (академические часы)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Итого
Разделы
Языковые логические
задачи с
использованием
иллюстративного
материала
Прямой и переносный
смысл речевых
оборотов
Математические
логические задачи,
загадки.
Геометрические задачи
и головоломки
Кроссворды, ребусы,
лабиринты, тренинги
Логические задачи на
применение общих
знаний
1 год обучения Объем
теория/практика образовательной
нагрузки за весь
период обучения
-/5
5
-/14
14
-/15
15
-/5
5
-/5
5
8/28
36
8/72
80
1.3 Ожидаемый результат
- выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути
решения, не только с помощью указки, но и по зрительному
восприятию;
- считать до 5 и соотносить цифры с количеством предметов в
пределах5;
- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о
сказочных героях;
- обобщать предметы по признаку формы , назначения, цвета;
- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по
скорости движения, по расположению, по назначению;
- легко решать логические и проблемные ситуации, делать
умозаключения и выводы.
Сроки
2. Учебно- тематический план
Направления и задачи
Сентябрь - формировать умения у
детей объединять
некоторые предметы в
группы однородных
предметов на основе
присущих им одинаковых
свойств;
- закрепить умение
сравнивать предметы,
решать проблемные
ситуации и делать выводы;
-развивать у детей
мышление , зрительнопространственное
восприятие.
Содержание
Д/и: «Какие
предметы мягкие»;
ПС: «Помоги
художнику»,
Упражнение:
«Соедини каждый
предмет с его
тенью», «Сравни
предметы и
отражение их в
воде», «На кого
составлен
фоторобот»,
«Какому животному
предназначен
каждый из этих
подарков?»,
«Кому, какой
подарок
предназначен?»
Словесная игра
«Назови одним
словом», «Кто, что
любит?», «Найди
лишнюю картинку,
«Найди лишнее
слово», Играчередование (с
бусинками)
Количество
занятий
8ч.
Октябрь
-научить детей сравнивать
предметы по форме и
цвету;
-закрепить умение
выделять главные,
существенные признаки;
- упражнять в умении
решать проблемные
ситуации;
- развивать у детей
внимание, память,
логическое мышление,
восприятие, фантазию,
творчество.
Игра «Угадай по
описанию»,
«Разложи по
порядку»,
«Отгадывание
небылиц», Д/и
«Кукла идет в
гости», «Кто, где
стоит», «Домики»,
«Что забыл
художник»,
«Разложи по
размеру»,
«Чудесный
мешочек»,
«Четвертый
лишний».
8ч.
.
Ноябрь
-осуществлять
классификацию по
одному признаку или
свойству: выделять
группу предметов,
имеющих общий
сенсорный признак
(цвет, форма, размер),
закрепить умение
сравнивать предметы по
расположению, решать
проблемные ситуации и
делать выводы, учить
детей сравнивать
предметы, находить
общие и различительные
признаки предметов.
«Большой8.
маленький»
«Длинный- короткий»
«Низкий-высокий»
«Толстый- тонкий»
Игры с блоками
Дьенеша», «Башня из
колей», Словесная
игра «Угадай, что
получилось», «Найди
такую же», ПС
«Выбираем елочку к
Новому году»,
«Сервируем стол для
праздничного
чаепития кукол»,
«Чем отличаются
картинки», «Назови
одним словом», «Что
лишнее?»,
Упражнение «Закончи
предложение»,
Задачки – шутки Игра
– наоборот «Кто кем
был», упражнение
«Найди тайник»,
«Говори правильно».
Декабрь
- формировать умение
классифицировать
предметы по
назначению, находить
общий признак
предметов и по нему
объединять предметы в
однородные группы;
-закрепить умение
предметы в группы и
решать проблемные
ситуации и делать
выводы.
Д/и «Опиши
предмет»,
«На что похоже»,
«Что изменилось»,
«Собери все
предметы,
упражнение «Говори
наооборот,
«Разноцветные
домики»,
8ч.
Январь
- развивать умение
ориентироваться в
пространстве,
закреплять умение
строиться друг за
другом; уметь называть
свое местоположение
относительно других;
-учить сравнивать
предметы по одному
заданному признаку или
свойству.
-научить детей находить
«Что такое порядок?» 8ч.
«Интересные слова
«между», «за»,
«после», «перед»,
«Лишнее- не хватает»
« Добавить- убрать»
(уравнивание
количеств)
«Цветные домики»
«Найди такую же по
цвету, но другой
формы»
Февраль
- Научить детей
называть и находить
правую и левую
сторону, закрепит
умения сравнивать,
находить сходства и
различия, анализировать
и решать проблемные
ситуации,
-познакомить детей с
понятиями больше –
значит большой и
много, меньше –
маленький и мало;
-познакомить с
понятиями выше –
высокий и ниже –
низкий; развивать у
детей внимание, память,
логическое и творческое
мышление.
Игра – головоломка
8ч.
«Пифагор»,
ПС «Собираемся к
бабушке, необходимо
составить маршрут;
Игровое задание «Что
изменилось», «Поиск
противоположных
предметов», д/и «Что
перепутал художник»,
«Скажи наоборот»,
Игровое упражнение
«Найди игрушку»,
8ч.
Март
-научить детей выявлять
закономерности; дать
детям понятие, что узор
– это повторяющийся
рисунок; развивать у
детей внимание, память,
логическое мышление,
восприятие,
воображение;
Закреплять у детей
простейшую
логическую структуру
мышления; учить
решать логические
задачи.
Д/и «Логические
цепочки»,
«Логический поезд»,
логические и
математические игры
«Кубики для всех»,
«Логика и цифры»,
«Играем в
математику»,
«Логическая мозаика,
«Шнур – затейник»,
логоформочки,
задачки шутки,
Апрель
Формировать умение у
детей находить
одинаковые предметы,
закрепить умение
сравнивать, называть
отличия, обучать
разгадывать и
составлять загадки.
Игровое упражнение
8ч
«Рыбы, птицы, звери»,
«Ягоды, цветы,
деревья», «Четвертый
лишний», загадки,
загадки-шутки,
занимательные
вопросы, задачки в
стихах, ответы на
пальцах, игра
«Волшебный круг»,
разгадывании ребусов,
Май
Продолжать знакомить
детей с блоками
Дьенеша и учить
различать их по форме,
цвету, размеру и
толщине, развитие
логического мышления
и основных
мыслительных
операций; мелкой
моторики рук.
Исследование блоком
Дьенеша, сравнение
фигур, д/и
«Волшебный
мешочек», «Нужный
блок», «Раздели
блоки», игра
«Танграм», Угра
«Колумбово яйцо.
8ч.
Список используемой литературы
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации! От
29.12.2012г. №273 ФЗ;
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р.;
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008;
4.СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию, организации режима работы образовательной
организации дополнительного образования детей», утвержденный
Постановлением главного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
5.Письмо Минобрнауки от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
6. Годовой календарный учебный график по организации дополнительных
образовательных услуг;
7.В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей.
Издательство «Знание». Москва 1993г;
8.популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:
математика.
Ярославль «Академия развития» 1997г;
9. Логические задачи, Серия «Умный малыш» - М.,2009
10. Шалаева Г.П, Большая книга логических игр- М.,2011
11. Математика и логика. Методические рекомендации для воспитателей.Казахстан, 2007