Мастер - класс "Умные помощники" (использование технологии "Интеллект - карта" в ДОО)
23.05.2024
Фокус-группа
прошу вас, пройти на сцену, для участия в моём мастер-классе «Умные помощники».
Замечали
ли вы, что после беседы с детьми или объяснения новых знаний одни дети помнят,
о чём шла речь, а другие нет? А слушали-то все внимательно! И как найти что-то
похожее на крючок, который способен удерживать знания в памяти ребёнка?
Когда мы видим
тарелку с пирожками, что мы вспоминаем? Я вспоминаю детство, бабушку и свои летние
каникулы, проведённые в деревне. Фотографии моря напоминают мне о прекрасном
отдыхе всей семьёй.
Эти образы и
ассоциации и становятся теми крючками – способами обработки и запоминания
информации. Это основной секрет моих умных помощников - интеллект-карт.
Вспомнив один образ или увидев предмет, ребёнок вспоминает и остальные образы.
Одним из лучших
описаний этого метода на мой взгляд являются слова К.Д.Ушинского.
Этот метод был
предложен и разработан британским психологом Тони Бьюзеном. А кандидат
педагогических наук В.М. Акименко адаптировала этот метод для работы с
дошкольниками.
Интеллект-карта
- это отличный инструмент структурирования информации, которую ребёнку
предстоит усвоить, разбив её на конкретные образные единицы – картинки, рисунки
или символы.
Каждое
изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. От центрального
образа расходятся главные цветные ветви. Каждая ветвь имеет свой цвет. Ветви
второго и третьего порядка соединяются с главными ветвями того же цвета.
Для
более полного понимания этого метода проведём подготовительные упражнения.
Какойобразвозникает
у вас, когда вы смотрите на эти символы?
7я
– семья – это семеро таких же, как я.
Усложняем
задачу: (символ года семьи) Глядя на этот символ, какие ассоциации у вас
возникают?
Семейные ценности, семейные традиции,
семейные обычаи.
Продолжаем
составлять нашу интеллект-карту. А на что мы, педагоги, можем опираться при
планировании и работе по приобщению детей к традиционным семейным ценностям?
На методическое сопровождение, на ФОП, на
Программу «Семьеведение».
Согласна
с вами!
Именно с
двух-трёх картинок, логически связанных между собой и начинается моя работа с
детьми младшего дошкольного возраста.
Подобные
игровые упражнения использую, как подготовительный этап для развития умения
устанавливать взаимосвязи.
В старшем
дошкольном возрасте перехожу к основному этапу.
Определяем
с детьми тему и зарисовываем или подбираем картинки по смыслу.
Интеллект-карта
– прекрасная технология для реализации регионального компонента по
«Семьеведению». Постараюсь убедить вас в этом!
Сколько
в слове «семья» загадок и поучительных открытий!
Попробуем
составить интеллект-карту на тему «Семья».
И
первая ветвь «Кто мы?», это состав семьи, герб, флаг, родословная – семейное
древо…
Как вы думаете,
как может называться следующая ветвь…?
Быт! Семейные ценности! Традиции! (появляются)
Спасибо!
Отличные варианты!
Предлагаю
вам разделиться и разобраться в семейных ценностях и традициях.
Материалы
детских художественных произведений помогут вам заполнить ветвь «Семейные
ценности»
А
«Семейный альбом» моей группы напомнит вам, а может быть и познакомит с новыми семейными традициями.
А
мы с вами продолжим заполнять ветвь «Наш быт». Материал для интелект-карты
перед вами. Из чего же состоит быт семьи?
Домашние обязанности, предметы быта
(одежда, посуда), семейные рецепты (блюда), растения и домашние питомцы.
Конечно
же.
Следующая ветка
– «Семейный бюджет». Из чего же может складывается бюджет семьи?
Зарплата родителей, пенсия бабушки и
дедушки, стипендия старших братьев и сестёр
И
не стоит забывать о государственной поддержке семей с детьми.
Порассуждаем,
как рационально распределять деньги и делать покупки.
Из предложенных
вариантов выберите расходы первой необходимости.
Согласна
с вами!
Ну
а с покупкой сладостей, расходами на развлечения и очередными тратами на дорогие
хобби можно повременить, ведь важно воспитывать в детях бережливость,
способность сдерживать свои чувства и желания. Ещё одна ветвь нашей
интеллект-карты заполнена.
Самое время
поговорить о семейных традициях. Я вижу, что участники 1 фокус-группы готовы.
Пожалуйста, вам слово.
-
Мы внимательно рассмотрели «Семейный альбом» ребят вашей группы и отметили
очень интересные традиции: совместные праздники, занятия спортом, совместное
творчество по интересам и увлечениям членов своей семьи, приготовление
национальных блюд, совместный труд, семейный отдых, который мы распределили по
малым ответвлениям: это походы в цирк, театр, прогулки в парке, поездки на
море, семейные чтенияи кинопросмотры. А ещё в интеллект-карту мы добавили традиции
наших семей: путешествия в исторические и культурныеместа нашей области и
страны, туристические походы.
Спасибо! Вы
нестандартно подошли к решению поставленной задачи! Вы могли воспользоваться готовыми картинками, но придумали
собственные символы для интеллект-карты. Слово второй группе!
- Мы отобрали художественные произведения, в
которых раскрываются семейные ценности:
-
уважение «Аленький цветочек», «Василиса Прекрасная»
-забота
о младших «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Дикие лебеди»
-забота
о старших «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик»
-поддержка
«Репка»
-ответственность
родителей за своих детей «Волк и семеро козлят»
И самая главная семейная ценность есть во всех
этих сказках – это любовь, ведь именно она делает семью дружной, сплоченной и
счастливой.
Спасибо
фокус-группам.Наша интеллект-карта по теме «Семья» готова.
Коллеги.
Я думаю, вы убедились, что создавать интеллект-карты несложно и увлекательно!
Где я использую интеллект-карты?
При изучении нового и закреплении
материала, как творческую совместную работу родителей с детьми, в проектной
деятельности, включаю как рефлексию при подведении итогов.
Интеллект-карта
тесно связана с «голосом ребенка». Она помогает научиться планировать, работать
в малых подгруппах, но делать общий продукт.
Ещё
больше идей вы найдёте на страницах моего сайта.
Свой
мастер-класс я хотела бы закончить словами Антуан де СентЭкзюпери
«Не обижайте
детей готовыми формулами. Формулы – пустота. Обогатите их образами и картинами
на которых видны связующие нити. Обучите их приёмам и способам, которые помогут
их постигать».
Презентация https://disk.yandex.ru/d/TJpUfpUggc_5AA
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.05.2024
Дата обновления: 23.05.2024
Дата публикации: 23.05.2024