Мастер - класс "Умные помощники" (использование технологии "Интеллект - карта" в ДОО)

23.05.2024

Фокус-группа прошу вас, пройти на сцену, для участия в моём мастер-классе «Умные помощники».

 

Замечали ли вы, что после беседы с детьми или объяснения новых знаний одни дети помнят, о чём шла речь, а другие нет? А слушали-то все внимательно! И как найти что-то похожее на крючок, который способен удерживать знания в памяти ребёнка?

 

Когда мы видим тарелку с пирожками, что мы вспоминаем? Я вспоминаю детство, бабушку и свои летние каникулы, проведённые в деревне. Фотографии моря напоминают мне о прекрасном отдыхе всей семьёй.

 

Эти образы и ассоциации и становятся теми крючками – способами обработки и запоминания информации. Это основной секрет моих умных помощников - интеллект-карт. Вспомнив один образ или увидев предмет, ребёнок вспоминает и остальные образы.

 

Одним из лучших описаний этого метода на мой взгляд являются слова К.Д.Ушинского.

 

Этот метод был предложен и разработан британским психологом Тони Бьюзеном. А кандидат педагогических наук В.М. Акименко адаптировала этот метод для работы с дошкольниками.

 

Интеллект-карта - это отличный инструмент структурирования информации, которую ребёнку предстоит усвоить, разбив её на конкретные образные единицы – картинки, рисунки или символы.

 

Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. От центрального образа расходятся главные цветные ветви. Каждая ветвь имеет свой цвет. Ветви второго и третьего порядка соединяются с главными ветвями того же цвета.

Для более полного понимания этого метода проведём подготовительные упражнения.

 

Какойобразвозникает у вас, когда вы смотрите на эти символы?

7я – семья – это семеро таких же, как я.

 

Усложняем задачу: (символ года семьи) Глядя на этот символ, какие ассоциации у вас возникают?

Семейные ценности, семейные традиции, семейные обычаи.

 

Продолжаем составлять нашу интеллект-карту. А на что мы, педагоги, можем опираться при планировании и работе по приобщению детей к традиционным семейным ценностям?

На методическое сопровождение, на ФОП, на Программу «Семьеведение».

 

Согласна с вами!

 

Именно с двух-трёх картинок, логически связанных между собой и начинается моя работа с детьми младшего дошкольного возраста.

Подобные игровые упражнения использую, как подготовительный этап для развития умения устанавливать взаимосвязи.

 

В старшем дошкольном возрасте перехожу к основному этапу.

Определяем с детьми тему и зарисовываем или подбираем картинки по смыслу.

Интеллект-карта – прекрасная технология для реализации регионального компонента по «Семьеведению». Постараюсь убедить вас в этом!

Сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий!

 

Попробуем составить интеллект-карту на тему «Семья».

И первая ветвь «Кто мы?», это состав семьи, герб, флаг, родословная – семейное древо…

 

Как вы думаете, как может называться следующая ветвь…?

Быт! Семейные ценности! Традиции!   (появляются)

Спасибо! Отличные варианты!

Предлагаю вам разделиться и разобраться в семейных ценностях и традициях.

 

Материалы детских художественных произведений помогут вам заполнить ветвь «Семейные ценности»

 

А «Семейный альбом» моей группы напомнит вам, а может быть и познакомит с  новыми семейными традициями.

 

А мы с вами продолжим заполнять ветвь «Наш быт». Материал для интелект-карты перед вами. Из чего же состоит быт семьи?

Домашние обязанности, предметы быта (одежда, посуда), семейные рецепты (блюда), растения  и домашние питомцы.Хочу такой сайт

 

Конечно же.

 

Следующая ветка – «Семейный бюджет». Из чего же может складывается бюджет семьи?

Зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия старших братьев и сестёр

И не стоит забывать о государственной поддержке семей с детьми.

Порассуждаем, как рационально распределять деньги и делать покупки.

 

Из предложенных вариантов выберите расходы первой необходимости.

Согласна с вами!

Ну а с покупкой сладостей, расходами на развлечения и очередными тратами на дорогие хобби можно повременить, ведь важно воспитывать в детях бережливость, способность сдерживать свои чувства и желания. Ещё одна ветвь нашей интеллект-карты заполнена.

 

Самое время поговорить о семейных традициях. Я вижу, что участники 1 фокус-группы готовы. Пожалуйста, вам слово.

 

- Мы внимательно рассмотрели «Семейный альбом» ребят вашей группы и отметили очень интересные традиции: совместные праздники, занятия спортом, совместное творчество по интересам и увлечениям членов своей семьи, приготовление национальных блюд, совместный труд, семейный отдых, который мы распределили по малым ответвлениям: это походы в цирк, театр, прогулки в парке, поездки на море, семейные чтенияи кинопросмотры. А ещё в интеллект-карту мы добавили традиции наших семей: путешествия в исторические и культурныеместа нашей области и страны, туристические походы.

 

Спасибо! Вы нестандартно подошли к решению поставленной задачи! Вы могли  воспользоваться готовыми картинками, но придумали собственные символы для интеллект-карты. Слово второй группе!

 

 - Мы отобрали художественные произведения, в которых раскрываются семейные ценности:

- уважение «Аленький цветочек», «Василиса Прекрасная»

-забота о младших «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Дикие лебеди»

-забота о старших «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик»

-поддержка «Репка»

-ответственность родителей за своих детей «Волк и семеро козлят»

 И самая главная семейная ценность есть во всех этих сказках – это любовь, ведь именно она делает семью дружной, сплоченной и счастливой.

 

Спасибо фокус-группам.Наша интеллект-карта по теме «Семья» готова.

 

Коллеги. Я думаю, вы убедились, что создавать интеллект-карты несложно и увлекательно!

 

Где я использую интеллект-карты?

При изучении нового и закреплении материала, как творческую совместную работу родителей с детьми, в проектной деятельности, включаю как рефлексию при подведении итогов.

 

Интеллект-карта тесно связана с «голосом ребенка». Она помогает научиться планировать, работать в малых подгруппах, но делать общий продукт.

Ещё больше идей вы найдёте на страницах моего сайта.

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Антуан де СентЭкзюпери

 

«Не обижайте детей готовыми формулами. Формулы – пустота. Обогатите их образами и картинами на которых видны связующие нити. Обучите их приёмам и способам, которые помогут их постигать».

Презентация https://disk.yandex.ru/d/TJpUfpUggc_5AA

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.05.2024

Дата обновления: 23.05.2024

Дата публикации: 23.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».