Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
3.
Пояснительная записка
Цели и задачи
Календарный учебный график
Учебный план (академические часы)
Ожидаемые результаты
Год обучения
Учебно- тематический план
Подготовка к обучению грамоте
Математические ступеньки
Компьютерная грамотность
Содержание учебно– тематического плана
Подготовка к обучению грамоте
Математические ступеньки
Компьютерная грамотность
Список используемой литературы
1
3
3
4
5
5
7
7
7
8
10
11
11
17
21
22
1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа по социально –
педагогической направленности «В школу с радостью» (далее Программа)
направлена на развитие познавательных процессов. Предполагает использование
компьютерных технологий.
Актуальность Программы заключается в необходимости создания
качественно новой образовательной среды как основы развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка.
Программа обусловлена современными требованиями модернизации
системы образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
- Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 г. Москвы «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 04.09.14. №1726-Р.
1.1. Цель Программы –развивать познавательную активность воспитанников, в
процессе использования компьютерных технологий.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий в
совместной со взрослыми и сверстниками деятельности;
- формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих
действий;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени);
- формирование практических навыков при работе с персональным компьютером.
Развивающие:
2
- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления в процессе использования
схем, таблиц;
- развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- развитие зрительно-пространственной ориентации (на экране монитора, на листе);
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности и ответственности, само организованности,
культуры общения друг с другом.
Отличительные особенности данной Программы заключаются в том, что
компьютерные технологии используются как для демонстрации, так и для
обучения ребёнка практическим навыкам работы на компьютере.
Программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет. Срок реализации программы 1 год.
Формы проведения образовательной деятельности – игровые практикумы,
интеллектуальные игры, виртуальные экскурсии, игры - путешествия, циклы бесед
о правилах пользования компьютером, игры-исследования, фоторепортажи.
Формы подведения итогов: неделя компьютерной грамотности, проект «Точка. ру»,
презентация собственных разработок, день открытых дверей.
1.2. Календарный учебный график.
Образовательная деятельность проводится с 1 октября по 30 июля в режиме
пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель.
Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю в соответствии со
следующим объемом нагрузки
№
Этапы
П/
П
1.
Год
обучения
ПродолжиКол-во
Объем
Объем
образователь- образователь- образовательн
тельность
образовательной нагрузки в ой нагрузки по
ной
неделю
ной
программе в
деятельности в
деятельности
год
недели
20 минут
2
Всего
40 минут
80 часов
80 часов
Программа включает в себя 80 академических часов для каждого возраста и
предусматривает 3 раздела:
- подготовка к обучению грамоте;
3
- математические ступеньки;
- компьютерная грамота.
1.3. Учебный план (академические часы)
№
Разделы
теория/практика
Объем
образовательной
нагрузки
П/П
1
Подготовка к
обучению грамоте
8/22
30
2
Математические
ступеньки
11/19
30
3
Компьютерная
грамота
10/10
20
Итого
29/51
80
1.4. Ожидаемые результаты.
Подготовка к обучению грамоте
Уметь:
-печатать печатные буквы;
-записывать слово условными обозначениями, буквами;
-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим
знаком;
- проводить звуковой анализ слова;
-читать слова, слоги, предложения;
Знать:
- правила написания гласных звуков после твердых или мягких согласных звуков
(буквы «а», «о», «у», «ы», «э»- пишутся после твердых согласных;
буквы «я», «е», «ё», «ю», «и»-после мягких согласных звуков);
- мягкие согласные, которые не имеют твердой пары («ч», «щ», «й»);
- твердые согласные, которые не имеют мягкой пары («ж», «ш», «ц»);
4
- правила написания йотированных гласных звуков- «я» «ю» «е» «ё» в начале слова
и после гласных звуков (маЯк, армиЯ);
Математические ступеньки
Уметь:
- оперировать числами в пределах 10;
- решать простые логические задачи, лабиринты;
- измерять линейкой, изображать отрезки заданной длины;
- определять время по часам с точностью до часа;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
Знать:
- различать, сравнивать признаки геометрических фигур: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар;
- различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
- называть числа в прямом и обратном порядке до 10, количественный и
порядковый счет до 20;
Компьютерная грамотность
Уметь:
- находить изучаемую букву на клавиатуре, печатать слова, пользоваться клавишей
«Enter»
- нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;
- вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши
«Back Space».
Знать:
- назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок,
монитор, клавиатура, манипулятор и мышь;
- правила техники безопасной работы за компьютером.
5
2. Год обучения
2.1. Учебно-тематический план
2.1.1. Подготовка к обучению грамоте
№
Тема программы
Теория
Практика
Всего
п/п
1.
Буквы а, А.
0,25
0,25
0,5
2.
Буква я, Я.
0,25
0,25
0,5
3.
Правило правописания буквы «я» в
начале слова.
0,5
0,5
1
4.
Буквы о, О.
0,25
0,25
0,5
5.
Правило правописания буквы «е»
после мягких согласных звуков
0,5
0,5
1
6.
Правило правописания буквы «е» в
начале слова
0,5
0,5
1
7.
Буквы у, У.
0,25
0,25
0,5
8.
Буква Ю. Правило правописания
буквы «ю» после мягких согласных
звуков
0,5
0,5
1
9.
Правило правописания буквы «ю» в
начале слова.
0,5
0,5
1
10.
Буква «Ы»
0,25
0,25
0,5
11.
Буквы и, И. Правило правописания
«и» после мягких согласных звуков.
0,5
0,5
1
12.
Буквы э, Э.
0,25
0,25
0,5
13.
Буквы е, Е. Правило правописания
«е» после мягких согласных звуков.
0,5
0,5
1
14.
Буквы м, М – звуки «м» и «мь».
0,5
0,5
1
15.
Буквы р, Р -звуки «р» и «рь».
0,5
0,5
1
6
16.
Буквы н, Н -звуки «н» и «нь»
0,5
0,5
1
17.
Буквы л, Л -звуки «л» и «ль»
0,5
0,5
1
18.
Буквы г, Г – звуки «г» и «гь»
0,5
0,5
1
19.
Буквы к, К – звуки «к» и «кь»
0,5
0,5
1
20.
Буквы с, С – звуки «с» и «сь»
0,5
0,5
1
21.
Буквы з, З – звуки «з» и «зь».
0,5
0,5
1
22.
Буквы ш, Ш, правило написания
сочетания «ши».
0,5
0,5
1
23.
Буквы ж, Ж , правило написания
сочетания «жи».
0,5
0,5
1
24.
Буквы д, Д – звуки «д» и «дь»
0,5
0,5
1
25.
Буквы т, Т – звуки «т» и «ть».
0,5
0,5
1
26.
Буквы ь и ъ.
0,25
0,25
0,5
27.
Буквы п, П – звуки «п» и «пь».
0.5
0,5
1
28.
Буквы б, Б – звуки «б» и «бь».
0,5
0,5
1
29.
Буквы в, В – звуки «в» и «вь».
0,5
0,5
1
30.
Буквы ф, Ф – звуки «ф» и «фь».
0,5
0,5
1
31.
Буквы ч, Ч – звук «ч» всегда мягкий
согласный.
0,5
0,5
1
32.
Буквы щ, Щ – звук «щ» всегда
мягкий согласный, сочетание ща, щу.
0,5
0,5
1
33.
Буквы ц, Ц – звук «ц» всегда твёрдый
согласный.
0,5
0,5
1
34.
Буквы х, Х – звуки «х»и «хь».
0,25
0,25
0,5
15
15
30
Всего:
2.1.2. Математические ступеньки
№
Тема программы
Теория Практика
П/П
7
Всего
1.
Ориентировка на плоскости.
2.
Геометрические фигуры:
1
1
2
1
1
2
Сравнения чисел. Знаки сравнения
0,5
0,5
1
4.
Количество и счёт. Смысл арифметических
действий сложения и вычитания.
0,5
0,5
1
5.
Количество и счёт. Перестановка слагаемых
(частей) – основное свойство сложения.
0,5
0,5
1
6.
Количество и счёт. Состав чисел в пределах
первой пятёрки чисел из двух меньших.
0,5
0,5
1
7.
Количество и счёт. Число и цифра 6. Состав
числа 6 из двух меньших.
0,5
0,5
1
8.
Количество и счёт. Число и цифра 7. Состав
числа 7 из двух меньших.
0,5
0,5
1
9.
Количество и счёт. Число и цифра 8. Состав
числа 8 из двух меньших.
0,5
0,5
1
10. Количество и счёт. Число и цифра 9. Состав
числа 9 из двух меньших.
0,5
0,5
1
11. Количество и счёт. Число и цифра 10 из двух
меньших.
0,5
0,5
1
12. Количество и счёт. Закрепление.
1
1
2
13. Величина. Сравнение предметов по длине,
массе, объёму.
0,5
0,5
1
14. Деление целого на 2 (4) равные и неравные
части.
0,5
0,5
1
15. Количество и счёт. Задача. Структура задач.
0,5
0.5
1
Решение задач геометрического содержания.
3.
Количество и счёт.
8
16. Количество и счёт. Решение задач на
нахождение целого (суммы).
0,5
0,5
1
17. Количество и счёт. Решение задач на
нахождение части (остатка).
0,5
0,5
1
18. Количество и счёт. Решение задач на
увеличение на несколько единиц.
0,5
0,5
1
19. Количество и счёт. Решение задач на
уменьшение числа на несколько единиц.
0,5
0,5
1
20. Количество и счёт. Решение задач на
нахождение неизвестной части (неизвестного
слагаемого).
0,5
0,5
1
21. Количество и счёт. Сравнение задач по
картинкам и по условиям обозначениям.
0,5
0,5
1
22. Количество и счёт. Решение задач на смекалку.
0,5
0,5
1
23. Количество и счёт. Решение задач на смекалку,
имеющих несколько вариантов решения.
-
1
1
24. Ориентировка во времени: сутки, неделя,
месяц, год.
0,5
0,5
1
25. Ориентировка во времени. Часы.
0,5
0,5
1
1
1
2
14,5
15,5
30
26. Итоговое занятие по всему пройденному
материалу.
Всего:
2.1.3. Компьютерная грамотность
№
п/п
Тема программы
Теория
Практика
Всего
1.
Компьютерная грамота
2
2
4
2.
Учимся работать на компьютере
2
2
4
3.
Развиваемся с компьютером
3
3
6
(обучение грамоте, математика)
9
4.
Развивающие игры
3
3
6
Всего:
10
10
20
2.2. Содержание учебно-тематического плана
2.2.1. Подготовка к обучению грамоте
Тема 1
Теория:
- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слов,
дифференцировать.
Практика:
- упражнять в умении составлять предложения из двух слов, называть 1-е и 2-е
слово;
- игровое упражнение «Назови слова», «назови пару».
Тема 2
Теория:
- познакомить с буквами, а, А;
- развивать умение составлять предложения о действиях игрушки из 2-х слов.
Практика:
- упражнять детей называть слова определенной звуковой структуры;
- игровые задания на закрепление звукового анализа слов.
Тема 3
Теория:
- познакомить с буквами я, Я, правилом написания «я» после мягких согласных
звуков;
- развивать умение определять ударный гласный звук.
Практика:
- игровое задание «Определи ударный гласный звук»;
- игровое упражнение «Исправь ошибку».
Тема 4
Теория:
- развивать представление, что буква «я» может обозначать 2 звука – «йа»;
- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слов с применением
правил написания гласных букв и определением ударного звука.
Практика:
- упражнять в умении составлять предложения из 2-х слов, называть 1-е, 2-е слово.
Тема 5
10
Теория:
- буквы о, О.
Практика:
- продолжать учить проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
- игра «Назови слова по заданной модели».
Тема 6
Теория:
- формировать знания о букве «е», что она может обозначать звук «о», пишется
после мягких согласных звуков.
Практика:
- игра «Кто внимательный».
Тема 7
Теория:
- правило правописания буквы «е» после мягких согласных звуков.
Практика:
- игровой практикум на закрепление правила («Подбери словечко», «Найди
ошибку» и др.).
Тема 8
Теория:
- буквы у, У;
- развивать умение составлять предложения из трех слов с соединительным союзом
и.
Практика:
- игровые упражнения: «Найди букву», «Найди ударный звук», «Составь звуковую
модель слова».
Тема 9
Теория:
- буква «ю», правило ее написания после мягких согласных звуков.
Практика:
- игровые задания и упражнения на закрепление правила («Кто внимательный»,
«Назови слова»).
Тема 10
Теория:
- правило- буква «ю» в начале слова обозначает два звука «йу».
Практика:
11
- продолжать учить проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука; называть слова
по заданной модели.
Тема 11
Теория:
- буква «ы»
Практика:
- игровое задание «Найди свой домик»
- игра-загадка.
Тема 12
Теория:
- формировать знания о словоизменении;
- правило написания буквы «и» после мягких согласных звуков.
Практика:
- игровые задания - «Найди слова», «Подбери слово».
Тема 13
Теория:
- познакомить с буквами э, Э;
- развивать умение называть слова по заданной модели.
Практика:
- игровое упражнение «Назови слово на заданную букву», «Найди букву».
Тема 14
Теория:
- развивать умение определять звуки «м» и «мь»;
- познакомить с правилами чтения.
Практика:
- игровой практикум «Прочти слог», «Напечатай слово».
Тема 15
Теория:
- развивать умение составлять предложение с заданным словом;
- определять количество слов в предложении и называть их по порядку;
- читать слова и слоги.
Практика:
- упражнять в умении читать слоги и слова с буквами «м» и «н»;
- игровой практикум «Отгадай слово», «Собери словечко», «Разгадай ребус»,
«Чтение текста».
Тема 16
12
Теория:
- развивать умение читать слова с пройденными буквами и с буквой «р».
Практика:
- игровое упражнение «Назови ударный гласный звук», «Чтение текста».
Тема 17
Теория:
- формировать умение читать слоги с буквой «л» и «ль»;
-развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Практика:
- игровые упражнения: «Расскажи, что узнал», «Чтение текста».
Тема 18
Практика:
- развивать умение читать слоги и слова с пройденными буквами;
- познакомить с правилом выкладывания букв из разрезной азбуки.
Практика:
- выкладывание предложений из букв разрезной азбуки;
- игровое упражнение «Составь предложение».
Тема 19
Теория:
- развивать знания о том, что буква к - обозначает звуки «к» и «кь».
Практика:
- упражнять в умении выкладывать предложение в соответствии с правилами.
Тема 20
Теория:
- развивать знания о том, что буква с – обозначает звуки «с» и «сь»;
- закреплять умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Практика:
- выкладывание предложений с применением пройденных грамматических правил;
- совершенствовать навыки чтения.
Тема 21
Теория:
- развивать знания о том, что буква з – обозначает звуки «з» и «зь»;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту.
Практика:
- игровые упражнения на закрепление изученных букв;
- умение называть слова по модели.
Тема 22
13
Теория:
- познакомить с правилом написания сочетания ши;
- развивать умение читать и пересказывать прочитанный рассказ.
Практика:
- игровые задания на совершенствование навыка чтения детей.
Тема 23
Теория:
- познакомить с правилом написания сочетания жи;
- продолжать развивать умение отвечать на вопросы по тексту.
Практика:
- игровое задание «Подбери слово к схеме», «Кто внимательный», «Чтение текста».
Тема 24
Теория:
- развивать умение озаглавливать и пересказывать текст.
Практика:
- упражнять в умении называть слова определённой звуковой структуры;
- совершенствовать навык чтения.
Тема 25
Теория:
- формировать умение проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова
с ударением.
Практика:
- игровой практикум «Определи ударный звук», «Чтение текста».
Тема 26
Теория:
- развивать умение отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам).
Практика:
- продолжать упражнять в умении проставлять ударение и читать в соответствии
поставленным ударением;
- совершенствовать навык чтения.
Тема 27
Теория:
- познакомить с буквами п и П, звуками «п» и «пь».
Практика:
- упражнять в умении читать, озаглавливать, пересказывать прочитанный рассказ;
- совершенствовать умение называть слова определённой звуковой структуры.
Тема 28
Теория:
14
- познакомить с буквами б и Б, звуками «б» и «бь».
Практика:
- упражнять в умении отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам);
- закрепить умение выкладывать предложение с применением пройденных правил.
Тема 29
Теория
- познакомить с буквами в и В, звуками «в» и «вь».
Практика:
- игровые упражнения: «Собери предложение по словам и прочитай», «Назови
пару».
Тема 30
Теория:
- познакомить с буквами ф и Ф, звуками «ф» и «фь»;
- развивать умение отгадывать слово, выложенной моделью (без вопросов).
Практика:
- совершенствовать умение пересказывать прочитанный рассказ, проставлять
ударение в словах.
Тема 31
Теория:
- познакомить с буквами ч и Ч, звук «ч»- всегда мягкий согласный.
Практика:
-упражнять в умении составлять цепочку слов, производя в данном слове только
одну замену для получения нового слова.
Тема32
Теория:
- познакомить с буквами щ и Щ, звук «щ» - всегда мягкий, написание сочетаний
«ща», «щу».
Практика:
- тренировка в чтении скороговорок.
Тема 33
Теория:
- познакомить с буквами ц и Ц, звук «ц» - всегда твёрдый согласный.
Практика:
- игровые упражнения: «Назови пару», «Выложи предложение», «Назови слова со
звуком «ц», «Игра загадка».
Теме 34
Теория:
15
- познакомить с буквами х и Х, звуками «х» и «хь».
Практика:
- игровые упражнения для составления цепочки слов с изменением, для
отгадывания слов, выложенных фишками.
2.2.2. Математические ступеньки
Тема 1
Теория:
- развивать умение детей ориентироваться на плоскости листа; определять правую
и левую стороны, верх и низ, углы.
Практика:
- познакомить с тетрадью в клетку, с правилами работы в тетради, с правилами
посадки при письме.
Тема 2
Теория:
- развивать умение детей решать задачи геометрического характера на смекалку;
- уточнять представления о геометрических понятиях: точке, линии прямой, линии
кривой, отрезке, луче и их основных признаках;
- о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале
и их основных признаках.
Практика
- игровые задания и упражнения геометрического характера «Узнай и назови».
Тема 3
Теория:
- развивать умение детей пользоваться знаками сравнения «больше», «меньше»,
«равно»;
- продолжать сравнивать смежные числа.
Практика:
- упражнять в умении правильно писать знаки, читать выражения;
- игровое упражнение «Найди пару».
Тема 4
Теория:
- развивать представление о взаимосвязи целого и частей;
- закрепить представление об арифметических действиях сложения и вычитания.
Практика:
- игровые упражнения: «Город чисел», «Город Арифметических действий», «Город
Нерешённых примеров», «Город Придуманных примеров».
Тема 5
Теория:
- формировать представление о переместительном свойстве сложения;
-закрепить представление о взаимосвязи частей и целого.
16
Практика:
- игровое упражнение «Сколько нас», «Найди пару феи».
Тема 6
Теория:
- развивать знание детей о составе чисел 3, 4, 5 из двух меньших;
- довести знания чисел первой пятёрки до автоматизма;
- подготовить детей к работе над составом чисел второй десятки.
Практика:
- игровое упражнение «Кто в домике живёт», «Засели домик».
Тема 7
Теория:
- развивать знания о числе 6 и цифре 6;
- познакомить с образованием числа 6 из двух меньших.
Практика:
- закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым;
- упражнять в умении писать цифру 6.
Тема 8
Теория:
- развивать знание о числе 7 и цифре 7;
- познакомить с образованием числа 7 из двух меньших.
Практика:
- закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым;
- упражнять в умении писать цифру 7;
- игровое упражнение «Семь – это…».
Тема 9
Теория:
- развивать знание о числе 8 и цифре 8;
- познакомить с образованием числа 8 из двух меньших.
Практика:
- закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым;
- упражнять в умении писать цифру 8;
- игровое упражнение «Отвечай - не зевай».
Тема 10
Теория:
- развивать знание о числе 9 и цифре 9;
- познакомить с образованием числа 9 из двух меньших.
Практика:
- закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым;
- упражнять в умении писать цифру 9;
- игровое упражнение от Золушки, «Знаки потерялись».
Тема 11
Теория:
17
- развивать знание о числе 10 и цифре 10;
- познакомить с образованием числа 10 из двух меньших.
Практика:
- закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым;
- упражнять в умении писать цифру 10;
- игровое упражнение «Помоги животным», «Весёлые задачки».
Тема 12
Теория:
- продолжать развивать знания детей о порядковом счёте.
Практика:
- упражнять в умении увеличивать и уменьшать числа в пределах первого десятка
на несколько единиц;
- сравнивать группы предметов; складывать и вычитать числа;
- игровые упражнения «Отгадай задуманное число», «Сравни количество
предметов», «Составь цепочку цифр», «Расшифруй схему». «Заполни пропуски».
Тема 13.
Теория:
- сформировать представления о понятиях тяжелее, легче;
- познакомить с меркой 1 кг.
Практика:
- практикум «Сравнение предметов по массе, по объёму, по длине».
Тема 14
Теория:
- развивать умение детей делить целое на 2 и 4 равные и неравные части.
Практика
- игровые упражнения «Хитрые задачи», «Равные и неравные части».
Тема 15
Теория:
- сформировать представление об арифметической задаче.
Практика:
- упражнять в умении выделять: условие, вопрос, решение, ответ;
- игровой практикум «Что изменилось?».
Тема 16
Теория:
- формировать представление о задачах на нахождение суммы (целого);
- правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.
Практика:
- упражнять в умении решать арифметические задачи на нахождение суммы
(целого);
- игровое упражнение на нахождение суммы (целого).
Тема 17
18
Теория:
- развивать умение решать задачи на нахождение части.
Практика:
- упражнять в умении решать задачи на нахождении части, правильно выбирать
арифметические действия при решении задачи;
- игровой практикум «Найди решение», «Подумай и ответь».
Тема 18
Теория:
- формировать представление о задачах на увеличение числа на несколько единиц.
Практика:
- упражнять в умении решать задачи на увеличение числа на несколько единиц,
правильно выбирать арифметическое действие при решении задач;
- игровое упражнение «Математическая загадка».
Тема 19
Теория:
- формировать представление о задачах на уменьшение числа на несколько единиц.
Практика:
- упражнять в умении решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц,
правильно выбирать арифметическое действие при решении задач;
- игровое упражнение «Реши кроссворд», «Составь задачу по рисунку», «Подбери
действие».
Тема 20
Теория:
- формировать представление о задачах на нахождение неизвестной части
(неизвестного слагаемого).
Практика:
- упражнять в умении решать задачи на нахождении неизвестной части
(неизвестного слагаемого, правильно выбирать арифметическое действие при
решении задач);
- игровой практикум «Узнай по описанию», «Задание от крота», «Расставь цифры
по порядку», «Разгадай ребус», «Пройди препятствие».
Тема 21
Теория:
- развивать умения составлять и решать задачи по картинкам и по условным
обозначениям;
- понимать вопрос задачи и выбрать правильное решение.
Практика:
- игровое упражнение «Составь задачу», «Реши задачу по схеме».
Тема 22
Теория:
- развивать умение решать весёлые задачи и примеры;
- активизировать мыслительную и познавательную деятельность.
Практика:
19
- интеллектуальный марафон «Самый внимательный, сообразительный,
находчивый».
Тема 23
Практика:
- упражнять в умении решать задачи на смекалку, имеющихся несколько вариантов
ответов решения;
- игровой проект «Путешествие по математике».
Тема 24
Теория:
- развивать представление о последовательности частей суток, дней недели, о
названии месяцев, о временах года.
Практика:
- упражнять в умении правильно употреблять слова в речи;
- игровой марафон «Ориентируемся во времени».
Тема 25
Теория:
- познакомить с циферблатом часов; формировать представления об определении
времени по часам.
Практика:
- игровой практикум «Определи, который час».
Тема 26
Теория:
- продолжать развивать умение считать, сравнивать числа, увеличивать
(уменьшать) числа, решать примеры, задачи.
Практика:
- интеллектуальный марафон «Умники и умницы».
2.2.3. Компьютерная грамотность
Тема 1
Теория:
- развивать умение открывать, запускать, выключать программу;
- формировать умение перемещать, удалять, переименовывать папки и файлы;
- обучить приемам изменения фонового рисунка рабочего стола.
Практика:
- практические упражнения: перемещение объектов рабочего стола, удаление
файлов, папок в корзину.
Тема 2
Теория:
- обучить выходу из игры с использованием клавиши Esc;
- развивать умение менять язык раскладки клавиатуры на языковой панели и с
помощью клавиш Ctrl+Shift илиAlt+Shift.
Практика:
- самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение;
- печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift;
20
- включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock.
Тема 3
Теория:
- объяснение игровых заданий.
Практика:
- игровые упражнения по математике: «Лягушка-попрыгушка», «Морские
ракушки», «Меморина-цифры», «Раскрась по номерам», «Убери лишние по форме
предметы», «Знакомимся с геометрическими фигурами», «Знакомимся с частями
суток».
- игровые упражнения по обучению грамоте: «Найди все буквы», «Отгадай слово»,
«Составь слово», «Рассели буквы», «Найди слоги», «Уроки Тетушки Совы»,
«Читаем и печатаем», «Мультимедия «Русский алфавит»», «Звуковое лото»,
«Маша и Медведь-подготовка к школе», «Лунтик», «Гарфильд».
Тема 4
Теория:
- объяснение игровых заданий.
Практика:
- игровые упражнения: «Раскрашиваем на компьютере», «Я учусь читать слова»,
«Художественное творчество. Рисуем сказку», «Школа маленьких зверят»,
«Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе», «Развивающие игры
- Адалин», «Информатика для дошкольников».
4.Список литературы:
Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников
грамоте»- М.: «Школьная Пресса» 2004г.
Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Формирование математических представлений»М.: «ВАКО» 2007 г.
Р.М.Хамидулина «Математика»-М.: «ЭКЗАМЕН» 2007 г.
С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004
21
22