ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная программа……………………………………………………3
1.1.
Календарный график………………………………………………………5
1.2.
Учебный план………………………………………………………….……7
1.3.
Ожидаемые результаты и критерии определения их результативности
2. Учебно-тематический план программы……………………………..…...…8
3. Содержание учебно-тематического плана программы…………….......…8
4. Тематический план программы………………………………………...…....9
5. Содержание тематического плана программы…………………………....10
6. Оборудование……………………………………………………………..…….11
7. Список
литературы………………………………………………………………..….…12
1. Пояснительная записка.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические
процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительноэмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе
ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего
народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду,
предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений,
выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки
дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя
индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала
школьного обучения.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоциональноповеденческом аспекте.
Цель программы.
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом
художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной
трудовой деятельности.
Задачи программы.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы
самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами
(ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать
потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие
окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
3
Задачи программы:
обучение владению элементарными трудовыми умениями при работе с тканью
и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
формирование знаний и выполнений правил безопасного пользования
ножницами и иголкой;
формирование умения планировать работу, понятно рассказывать об основных
этапах воплощения замысла;
обучение разрезанию ткани по нанесенным меткам;
создание бахромы на салфетке;
закрепление ткани в пяльцах;
обучение владению вдевания нитки в иголку;
завязывание узелка;
формирование умения шитью швами “вперед иголку”, “строчка”;
умение использовать пооперационной карты.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми
определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком
своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов
самоконтроля.
4
1.1.
Календарный график программы.
№
Продолжительность
образовательной
деятельности
Количество
образовательной
деятельности в
неделю
Объем
образовательной
нагрузки в неделю
Объем
образовательной
нагрузки по
программе в год
1
25
2
50
80
Программа включает в себя 80 академических часов, предусматриваются шесть
разделов:
Владение инструментами
Техники вышивания
Работа с тканями
Работа с нитями
Пришивание основных элементов декора
Вышивка
Формы проведения образовательной деятельности:
Выставка работ
Игры
Ролевые игры
Экспериментирование
Фотоконкурс
Наблюдение
Акции
Семейный фестиваль
Творческая мастерская
Проекты
Оформление доски достижений
Аналитический сбор «план-дело-анализ»
Конкурс «Подарок маме»
Формы подведения итогов реализации программы:
выставки детских работ в детском саду
участие в выставке декоративно-прикладного творчества
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам)
творческий отчет воспитателя – руководителя кружка
семейный фестиваль
оформление доски достижений
5
познавательные викторины
Игровые приемы:
стимулирование ребенка при возникновении вопросных ситуаций к
самостоятельному их решению
использование ролевых игр на занятиях, например, продавец-покупатель
выполнение действий по совету детей
моделирование проблемной ситуации
предоставление ребёнку свободы творчества на занятиях
6
1.2.Учебный план (академические часы)
Разделы
№
Теория/практика
п/п
1
Владение инструментами
2
Техники вышивания
3
Работа с тканями
4
Работа с нитями
5
Пришивание основных элементов декора
6
Вышивание
Всего
3/5
3/6
2/6
2/4
2/5
7/35
17/61
1.3.Ожидаемые результаты и критерии
проявление интереса к творческой деятельности
накопление конкретных представлений об инструментах, тканях, нитях и их
свойствах
умение называть и различать знакомые предметы для работы, объяснять их
назначение и возможность применения
проявлять аккуратность и усидчивость во время трудовой деятельности
проявление самостоятельности в решении творческих задач
Критерии:
умеет анализировать, делать выводы и умозаключения
способен самостоятельно выполнять творческую деятельность
использует речь при объяснении действий
умеет воплощать задуманное в работе
7
2.
Учебно-тематический план
№
Теория
Практика
Всего
п/п
раздела
1
Владение инструментами
3
5
8
2
Техники вышивания
3
6
9
3
Работа с тканями
2
6
8
4
Работа с нитями
2
4
6
5
Пришивание основных элементов
декора
Вышивание
2
5
7
7
35
42
6
Наименование
Итого
3.
80
Содержание учебно-тематического плана программы.
- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.
- в детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа,
как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а
“подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им
потенциал.
- программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми
определенными умениями и навыками, в том числе – и вышивания.
8
Тематический план программы «Марья искусница»
4.
№
п/п
Дата
проведения
Тема
1
Октябрь
Наши инструменты
Ноябрь
Вышивание
Техники вышивания
Декабрь
Вышивание
Работа с тканями
Январь
Вышивание
Работа с нитями
2
3
4
5
6
7
8
9
Теория
Февраль
Вышивание
Пришивание элементов
декора
Март
Апрель
Вышивание
Вышивание гладью
Овладение новыми
инструментами
Май
Вышивание
Техники вышивания
Июнь
Вышивание
Работа с тканями
Вышивание
Итого
9
Практика
Всего
5.
Содержание тематического плана программы.
1занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей,
сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного
труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться
красотой готовых изделий.
2-3 занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация
рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке,
нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым
углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с
иголкой.
4 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные
действия с иголкой.
5-7 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в
выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в
рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После
окончания работы пересчитать количество игл.
8-12 занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец –
сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить
внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной
тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать
“комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по
цвету.
13-15 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта.
Знакомить с правилами работы с пяльцами.
16-19 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении
правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.
20-29 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении
правильного действия. Техника безопасности труда.
30-35 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление
“полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании
петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам,
подбирая по цвету.
36-39 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов
“строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки
самостоятельно.
10
40-49 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов
“строчка”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку.
Индивидуальный темп деятельности.
50-53 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ
результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.
54-63 занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация
действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем
месте.
64-69 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с
ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать
правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.
70-80 занятие. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная
поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить
результат работы. Использование пооперационных карт.
6.
Оборудование.
Основное оборудование
Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).
Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное
количество для осуществления выбора каждым ребенком).
7. Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Калька (на каждого ребенка).
10. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дополнительное оборудование
1.
2.
3.
4.
Подборка готовых вышивок.
Образцы рисунков для вышивания.
Пооперационные карты.
Иллюстрации вышивок в различной технике.
11
7. Список используемой литературы.
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова,
Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой,
Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2003.
2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
3. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство
Эксмо,1997.- 96с.
4. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.:
Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000.-240с.
5. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.:
Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под
ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.
7. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448.
Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
8. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
9. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного
образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02484/16.
12