АОП_2023

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – АОП ДО для ТНР)
разработана педагогическим коллективом Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад №27(далее – ДОО) в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и
Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве нормативно-правовой базы выступают:
• Приказ №1022 Министерства просвещения РФ от 24.11.2022. «Об
утверждении
Федеральной
адаптированной
образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии».
• Распоряжение Министерства просвещения России от 09.09.2019 №Р-93
«Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
24.09.2009
№06-1216
«О
совершенствовании
комплексной
многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальноправовой помощи обучающимся, воспитанникам».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
12 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования» (с изменениями, внесенными приказом Министерства
просвещения РФ от 08.11.22. №955).
• Примерное положение об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в ред.
Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 № Р-77).
В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой
деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей
семантический, синтаксический, лексический, морфологический и
фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный
пути развития и формирование «чувства языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей,
коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика

вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности.
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР)
представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся
разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его
возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это
определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого
общения.
При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный
процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием
является организация его систематического, адекватного, непрерывного
психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного
условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы
психолого-медико-педагогической помощи дошкольникам с ТНР.
По своему организационно-управленческому статусу Программа обладает
модульной структурой.
Обязательная часть Программы составляет не менее 60% от общего
объема Программы. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных,
в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся
традиции ДОО; потребности и интересы детей, а также возможности
педагогического коллектива и ДОО в целом.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
предусматривает включение в образовательный процесс ознакомление с
культурно-историческим
и
природно-географическим
своеобразием
Пензенской области и обогащение образовательной деятельности в старшем
дошкольном возрасте средствами эколого-познавательного туризма.
Выбор направлений для части, формируемой участниками образовательного
процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива и социальному запросу родителей
(законных представителей).
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку,
определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы. Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного

образования обучающихся дошкольного возраста с ТНР в условиях
дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
Содержательный
раздел
Программы
включает
описание
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: развивающая предметнопространственная среда; характер взаимодействия с педагогическим
работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений
ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в
различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды
игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим
работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание
природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с
ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) форма активности
ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционноразвивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с
тяжелыми нарушениями речи в общество.
Программа коррекционно-развивающей работы:

1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
обучающихся с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной и компенсирующей направленности.
2.
Обеспечивает
достижение
максимальной
реализации
реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся
раннего и дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение которых открывает
возможность общего образования.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа
воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 27 города Кузнецка (далее – Программа
воспитания).
Организационный
раздел
программы
содержит
психологопедагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
примерный режим и распорядок дня в возрастных группах компенсирующей
направленности, федеральный календарный план воспитательной работы с
перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы ДОО.
Программа предоставляет педагогам право выбора способов реализации
образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий,
предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников
образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных
возможностей.
Реализация Программы и Программы воспитания предполагает их
интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает
взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений и
осуществляется с учётом принципов дошкольного образования,
зафиксированных в ФГОС ДО.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 ГОРОДА КУЗНЕЦКА, Риль Наталья
Анатольевна, Заведующий

08.12.23 09:55 (MSK)

Сертификат 1E5D8450D1166161B0E914671C56AE32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».